2012/06/21 14:35:35

В последнее время СМИ наперебой рассказывают о грядущей смене транспортного оператора в Самаре, которую анонсировала городская администрация. Свои комментарии по этой теме давал небезызвестный специалист по транспорту.

Хотелось бы рассказать сообществу о том, что действительно ждет Самару при смене оператора, а также дать комментарии на заявления чиновников и др.


Для начала немного истории и статистики.

Система оплаты проезда в Самаре действует с 2008 года, за это время к системе было подключено более 400 тысяч карт. Была проведена огромная работа по созданию агентской сети. Сейчас пополнить транспортную карту достаточно просто, большинство терминалов самообслуживания банков-партнеров установлены во всех торговых центрах Самары. Подписано соглашение о пополнении карт на территории всей Самарской области с самой крупной сетью – Почтой России. И есть планы по увеличению количества точек пополнения. На федеральном уровне достигнуто соглашение о пополнении транспортных карт «Золотой Короны» с крупнейшей сетью сотового  ритейла, прошли переговоры с операторами сотовой связи по оплате проезда с помощью сотового телефона, проводятся необходимые исследования и разработки. И все это сделано за последние полтора года несмотря на регулярные заявления в СМИ о прекращении сотрудничества города с «Самарской картой» и замене технологий  «Золотой Короной».

СМИ, ссылаясь на представителей городской администрации, успокаивает владельцев транспортных карт, что процесс смены оператора они даже не заметят. Но это далеко не так. Существующие карты не смогут обслуживаться в новой системе. 400 тысяч человек будут вынуждены менять свои карты из-за желания сменить оператора.

Высказываются упреки про «грабительские» проценты, которые берет за свои услуги с транспортных предприятий оператор. Не будем пока брать в расчет экономику и сколько дополнительного дохода получили предприятия от перехода не электронный учет поездок пассажиров. Комиссия оператора - экономически обоснована, состав затрат известен и, что бы его узнать достаточно зайти на сайт системы, найти правила системы и прочитать раздел 4.  Основные составляющие это:

  1. Оплата процессинговых услуг.
  2. Оплата Агентам их услуг по пополнению и подключению транспортных карт.
  3. Оплата услуг оператора, в том числе работы по развитию системы.

Более того, больше года Оператор пытался наладить контакт с администрацией, с ее предыдущим руководителем департамента транспорта, но, к сожалению, тогда это не удавалось сделать. И  только в этом году на сделанные в марте предложения оператора, о модернизации системы и о возможном в связи с этим снижении вознаграждения почти в два раза получены вот такие ответы.

Вызывают недоумение и заявления «эксперта» о технической отсталости системы, о невозможности к примеру оплаты проезда сотовым телефоном. Это проблема не системы, проблема в отсутствии в достаточном количестве телефонов оборудованных технологий NFC.  При условии что администрация поддерживает Оператора, а не грозит закрыть его в течение последних лет – проект по оплате проезда сотовым телефоном мог бы быть запущен. Но, к сожалению, в условиях неопределенности партнеры боятся вкладывать свои средства в развитие новых технологий.

И кстати о безлимитных проездных для граждан. При желании администрации, они могли бы уже давно быть сделаны, как сделаны карты для школьников и студентов. Проблема не в системе. Она позволяет реализовать любые, насколько угодно сложные проездные, в том числе с оплатой по времени и бесплатной пересадкой с одного вида транспорта на другой.

И еще. В случае подконтрольности оператора департаменту транспорта (а это один из аргументов для смены оператора), помимо очевидных минусов такого решения есть еще один. Муниципальные транспортные предприятия получают возмещение за провоз льготников от министерства транспорта согласно отчетам оператора о поездках этих самых льготниках. Так вот, в случае «контролируемого» оператора, существует возможность повлиять на конечные цифры, приходящие в минтранс. Но это уже забота областного правительства в лице министерства транспорта, чтобы оператор оставался независим от муниципалитета.

Так нужно ли менять систему? Или кому-то выгодно потратить миллионы на замену системы, когда оператор готов за свой счет провести модернизацию системы под желание печатать чек, а не отрывать билетик  при оплате проезда?

Что же в итоге получит город от смены оператора? Немыслимые затраты на смену оборудования и 400 тысяч «рассерженных горожан», у которых перестанут обслуживаться транспортные карты.


580 посетителей, 33 комментария, 0 ссылок, за 24 часа