2012/04/05 12:49:31
Я хочу поделиться с вами сокровенным, рассказать про хитрый план способный в корне изменить весь город. Дело в том, что и в сообществе, и в СМИ все активно обсуждают дороги: сколько там ям. И по всему выходит, что ям там так много, что хватит еще минимум на пятилетку. Меня удивляет то, что пока все обсуждают ямы на дорогах, они же продолжают ходить, падать, тонуть, пачкать одежду в ямах на тротуарах. А вот о них, почему-то, говорить не принято.

А мне кажется, что о них поговорить бы стоило в первую очередь.

Если я задам вопрос - удобны ли вам наши тротуары, то на меня, уверен, посмотрят как на идиота. Что в них может быть удобного?! Зимой - это практически сплошной непрерывный каток, который изредка посыпают песком с солью. Весной и осенью - это столь же непрерывный бассейн. Летом - пыль, ямы, какие-то нелепые ограждения - во общем турпоход. То есть наши тротуары по большей части приспособлены для спортсменов, а ходят по ним, по большей части люди со скромными физическими возможностями.

У нас периодически, при ремонте дорог, занимаются и тротуаром. Но занимаются им, как неким досадным придатком к дороге. Например, у нас тротуары не освещают. Освещают у нас дороги - могучими фонарями, которые совершенно не светят на тротуар. "А как же еще?!" - удивятся многие. Ну, например, вот так как в райцентре (!) Белорусии городе Бобруйске осилили на уровне половины высоты фонарного столба повесить изящное дуговое крепление для фонаря направленного на тротуар. Соответственно там подсвечена не только проезжая, но и пешеходная часть дороги. Ради чего такая радость? А ради снижения уровня преступности. Как показывает статистика в хорошо освещенных местах совершается гораздо меньше насильственных преступлений, чем в полутемках. На освещенный тротуар могут выйти погулять люди - люди никогда не выйдут гулять на темную улицу.

А какие у нас сами тротуары?! Вот, например, я наверное никого не удивлю, если скажу что по тротуару должны двигаться колесные средства - детские коляски и велосипеды, инвалидные коляски, тележки у бабулек.. Но как им двигаться, если тротуар, это зона непрерывно прерываемая бордюрами, без каких-то намеков на съезды? Никто не додумается перегородить автомобильную дорогу бордюрным камнем, а вот пешеходную почему-то пожалуйста. В результате получается не пешеходный маршрут, а полоса с препятствиями.

А как должно быть? Да очень просто - на пересечении с мелкими дорогами, приоритет пешехода должен быть зафиксирован подъемом тротуара - автомобиль должен переезжать препятствие. На крупных дорогах на тротуаре должны быть съезды. Кстати, подходы пешехода к трамвайной остановке, расположенной у осевой автомобильной дороги, тоже кое-где в мире принято выделять подъемом проезжей части на уровень пешеходного тротуара. Такое явление принято называть "остановка венского типа".



То есть принцип такой - автомобильные и пешеходные пространства должны быть "развязаны" по горизонтали. Там где приоритет автомобиля - пешеход спускается по пологому съезду на уровень проезжей части. Там где приоритет пешехода - автомобиль поднимается на уровень пешеходного тротуара.

На пешеходном тротуаре не может быть луж. Если на тротуаре есть лужа, значит он построен с нарушениями технологии. Для решения проблемы луж тротуар должен быть немного наклонен к автомобильной дороге. Еще один полезный способ - укладка его тротуарной плиткой. Дело в том, что и щели между плиткой, и сама плитка пропускают сквозь себя влагу. Она попадает на бетонное основание, в котором должны быть сделаны стоки для отвода воды. В результате правильно уложенная тротуарная плитка сохнет очень быстро. Отличный пост на эту тему писал [info]zyalt. Я считаю, что при приемке дороги к ней должны подгонять поливальную машину. Она должна полить тротуар, а комиссия должна пройти и посмотреть как с него уходит вода. И если вода где-то скапливается, подрядчик должен переделать тротуар, исправляя дефект.

Все случаи, когда на тротуар выходит водосток с крыши, должна делаться канавка, для обеспечения отвода воды. Не должно быть таких ситуаций, при которых люди идут по воде. Тротуар должн быть сделан так, чтобы по нему можно было гулять в белых штиблетах и не испачкать их нигде! :) Этого на самом деле достаточно просто достичь, если строить тротуары правильно, а не по остаточному принципу. Тротуары во всех местах. где им угрожает незаконная парковка должны быть защищены парковочными столбиками. Они не уродуют город, если конечно не выбирать убогие серебристые пластиковые модели, которые почему-то все очень любят.



Тротуары должны ставиться местом встреч и общения людей. Они должны быть отгорожены от дороги - на них должно быть уютно гулять. Для этого лучше всего подходят кадки с зеленью и цветами. Не должно существовать даже возможности ситуации, при которой пешехода идущего по тротуару окатит водой из под колес проезжающая мимо машина. Их должен разделять физический барьер. В Москве есть площадь трех вокзалов, думаю хорошо известная большинству самарцев. Страшный бомжатник всю жизнь был. Но с приходом Собянина нужны были зримые символы улучшения ситуации, и как результат на площади снесли киоски, поставили вместо них деревья в кадках, уложили плитку, сделали зеленые дорожки по основным направлениям движения пешеходов. И я вам скажу - там стало можно ходить без содрогания. Пешеходные пространства должны быть прикольными - по ним должно быть интересно гулять, их должно быть интересно разглядывать.

В этом помогают такие проекты как например пешеходный арт.


«Пешеходный» арт от художника Roadsworth


Площадка перед станцией метро Комсомольская, на площади трех вокзалов.

Кроме самих тротуаров есть и другие пешеходные пространства. В частности - пешеходные переходы. Я, наверное, открою огромную новость для чиновников - но они должны быть освещены. Сейчас есть масса специальных направленных ламп, специально предназначенных для этих целей. На трассах их подключают к солнечным батареям, уж не знаю насколько такое может быть целесообразно в городе. Просто это надо принять как аксиому - любое пространство, где пешеход выходит на проезжую часть должно быть освещено - будь то пешеходный переход, или подход к остановке трамвая. Уберите к чертям собачим ваши гениальные выдумки с мерцающими знаками на которых типа "идет пешеход" - сделайте нормальное освещение переходов!



У нас очень, подчеркиваю ужасно очень очень, мало пешеходных переходов. Они должны располагаться гораздо чаще. Многие обвиняют пешеходов в том, что они переходят дорогу в неположенном месте. Но как ее перейти в положенном, если до него надо каждый раз черти сколько идти? На кой черт туда идти - если даже на зебре тебя никто не пропускает? Зачем туда идти, если перед ней никто не притормаживает и вероятность быть сбитым там такая же ка в любом другом месте?? Какой идиот настраивает светофорные фазы в центре города, даже при крупных пешеходных потоках так, что пешеход должен черти сколько ждать, пока проедут машины? Вы вообще в курсе, что пешеход стоит под дождем, или на морозе - а водитель, как правило, под крышей и в тепле? Какой дурак, иного слова просто нету, придумал в Самаре вешать пешеходные переходы на уровне 2 этажа зданий? Дядя Степа "каланча"? Это персональная самарская дурость, кстати. Явное пренебрежение и наплевательство на удобство пешеходов. В скольких местах было бы уместно сделать "японский пешеходный переход"? Но нет, куда там! Товарищи занятые у нас благоустройством всю сознательную жизнь передвигают свое туловище исключительно в автомобиле.


"Японский" переход в Лондоне.

Я противник надземных и подземных пешеходных переходов. Они заставляют людей мучаться, спускаться и подниматься - тратить свои силы и время. Это не нормально, для большей части города. Да, увы, у нас советская планировка в которой скоростные автомагистрали умудрились проложить через пятно жилой застройки... Этого идиотизма наверное нигде в мире больше нет. Но в мире даже там, где надо делать пешеходный переход над автомагистралью ищут способы, чтобы он был удобен пешеходам.


«Зеленые» мосты над автострадами в Лос-Анджелесе.

Мне всегда было интересно какой криворукий тупорылый урод проектирует наши "надземные переходы". Надо воспитываться в канализации, чтобы проникнуться тягой к такому "искусству". Вот увидите - в этом году три таких уродца появятся (никуда не денутся) на Московском шоссе. По нормативам в разноуровневых пешеходных переходах должны быть лифты - для колясок, инвалидов, пожилых. Надо будет внимательно проследить, чтобы они появились в самарских переходах. Если их там не будет - то эти вопросом займется прокуратура и никакого ввода в эксплуатацию не произойдет. Останутся памятниками чиновничьему идиотизму.


Я бы насильно заставлял лепить на эти творения фамилии и контакты авторов, чтобы обессмертить их имена в истории городов

Отдельный момент - это уклоны, склоны и спуски. Этот вопрос мы уже обсуждали, не буду повторяться. Только отмечу, что собранные предложения были отправлены в рамках Виртуального правительства Самары мэру города Д.И.Азарову.

В сумме пешеходные тротуары и пространства должны быть:
а) разнесены с автопотоком, с четким выделением приоритетов движения
б) ухожены и продуманы так, чтобы на них не было источников грязи, воды.. они должны быть отделены и защищены от дороги физическими преградами
в) освещены, хорошо освещены по всей длинне
г) они должны быть местом на котором кипит городская жизнь, где люди гуляют. Чем больше интересных и удобных тротуаров, тем больше на них людей, тем они безопасней в плане уличной преступности
д) они должны помогать людям по ним двигаться, если есть уклоны - их надо оборудовать перилами, если разноуровневный переход неизбежен, то он должен быть пологим или оборудованным лифтами.

И вы уж извините, но в контексте всего выше написанного мне ужасно нравится наш мэр за то, что он в первый год занялся именно реконструкцией набережной. Там все сделано не идеально (ну я бы по крайней мере кое что изменил) - но это первое приличное пешеходное пространство на весь город. Это место, в котором можно посидеть и отдохнуть. И я уверен, что это принципиально важнее, чем ремонт дорог, про который тут любят петь. Потому что город начинается с его жителей, которым надо где-то отдыхать, а не только куда-то ездить.

В этом году стоит вопрос о расширении приличных пешеходных пространств.

Во-первых, под реконструкцию уходит площадь Революции.


План реконструкции площади Революции.

Во-вторых, стоит вопрос о реконструкции следующей очереди набережной. Насколько я знаю по нему идут проектные работы. Должен быть доделан сквер Пушкина.

В-третьих, реконструируют площадь Кирова. В рамках реконструкции планируется заменить асфальтовое покрытие на плитку, заменить уличное освещение и привести в порядок зеленые насаждения. Кроме того, площадь освободят от торговых объектов.

В-четвертых, процесс пройдет практически по всем районам города. В планах на 2012 год стоят следующие объекты: сквер Кузнецова в Красноглинском районе, сквер у камня Красноармейцам на улице Красноармейской. Кроме того, будет проведено благоустройство скверов «Лосиный» в поселке Толевый, «Нефтяников» и «Речников» в Куйбышевском районе, сквера на улице Осипенко. Опять же - скамейки, урны, озеленение, дорожки...

В-пятых, начнется реконструкция парка Гагарина. Проект предполагает размещение космических фигурок, изображений, дизайн строений, клумб. Парк планируется разбить на несколько зон: детско-игровую, спортивную и познавательную, которые будут обособленны. Это станет возможным благодаря расположению множества дорожек, переходных мостиков. Концепция предполагает демонтаж лишнего асфальта, сохранение водоемов, деревьев и посадку новых, устройство газонов, восстановление освещения. Путь от одной зоны к другой пойдет через островки зелени. Внутри них из гранитной крошки проложат тропинки. Также по периметру парка предусмотрены велодорожки. Отведут место и для лыжни. В парке им. Юрия Гагарина насчитывалось около 16-18 точек питания, но летом 2012 года их будет только 3.

Вообще во всех парках предполагается развитие велодорожек, которые сперва появятся в самих зеленых зонах, а потом выйдут за их пределы, соединившись друг с другом и с жилыми кварталами города, а также с учебными заведениями.

В Струковском саду и парке Молодёжный в этом году появятся аллеи здоровья. В первом, например, все отдыхающие смогут воспользоваться новой роллерной трассой. На Воронежских озёрах планируется оборудовать небольшой городской пляж, а также установить душевые кабины, шезлонги и лужайку для пикника. В течение нового сезона в городских парках будут заменены почти все лавочки. Причем в них будет учтена тематика парка. В первую очередь новые скамейки появятся вблизи фонтанов, аттракционов и зелёных зонах. Первыми увидят новые стилизованные лавочки парк им. 30 лет Победы и Струковский сад.

В парки начнут привлекать людей разных возрастов, в том числе за счет культурной программы. На набережной уже запущен Wi-Fi, это планируется делать и в других общественных зонах города. Кроме того, парки разделят по музыкальной и развлекательной тематике. На новый сезон уже запланированы концертные программы с участием не только профессиональных творческих коллективов, но и детских и самодеятельных творческих групп. В парках пройдут, например, эстрадно-цирковые выступления, фаер-шоу. В этом году каждый парк будет олицетворять определённое направление в музыке. Например, в Струковском саду будет представлено классическое направление, в парке им. 30 лет Победы – ретро-направление, в парке Металлургов – шансон.

Но все же, как мне кажется, ключевой задачей является выход ремонта и реконструкции пешеходных зон за пределы парков и скверов. Ремонт должен затронуть именно городские тротуары. Он должен пройти по склонам. Принципиально, что отремонтированная автодорога требует кучи денег, а служит сейчас года четыре.. Если отремонтировать пешеходные пространства, то это обойдется гораздо дешевле, а прослужит гораздо дольше. Это проект, способный преобразить и выделить город - сделать его удобным для жизни местом. Поэтому я надеюсь, что к пешеходным тротуарам у нас начнут относиться с той же тщательностью, с которой отнеслись к ремонту крупных и знаковых пешеходных пространств вроде набережной.

Ну и, наконец, у меня есть личная идея - в одном из парков, лучше всего в детском - Гагарина, применить велосипедные дорожки для обучения детей ПДД. То есть банально разнести велосипедные и пешеходные пространства, установив на их пересечениях игрушечные знаки. Ну как игрушечные - скажем вдвое меньшего диаметра, на меньшей высоте. Так, чтобы дети привыкали к дорожным знакам, учились читать их смысл.


В силу того, что многим (начиная от вечных троллей и заканчивая лично Еленой Лебединской) не нравится что я тут пишу, решил заодно провести опрос.

540 посетителей, 35 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа