2012/03/16 23:42:56
Было такое дело, еще в 2009 году тогдашний мэр В.Тархов предложил мне написать ему пояснительную записку на тему того, как мне видится создание доступной среды для маломобильных групп граждан. Почему я говорю "маломобильных групп граждан"? Да потому, что это отнюдь не только инвалиды-колясочники, это и мамы с детскими колясками и пенсионеры с клюкой. Я вот сейчас с гемоглобином 76 тоже уже стал маломобильной группой. Так что в теме разбираюсь :) Я такую записку написал, подготовил, но проку было от этого всего мало. Так что решил тему немного освежить. Понятно, что я говорю об этой среде преимущественно с акцентом на транспорт.

Предложения по улучшению транспортного обслуживания малоподвижных групп граждан следует разделить на два раздела, - первоочередные и фундаментальные. К первоочередным относятся те меры, которые можно реализовать в относительно сжатые сроки, в то время, как фундаментальные направлены на изменение проектировочных решений в пользу создания доступной среды в перспективе.

Первоочередные:
1) Через анкетирование, проводимое в службах соцобеспечения, медучреждениях, и учреждениях уже приспособленных для доступности инвалидов установить основные точки пассажиропритяжения таких групп граждан и типичные маршруты их передвижения. Аналогично с детскими поликлиниками.
2) Весь имеющийся низкопольный подвижной состав распределить между этими маршрутами, обеспечив тем самым возможность значительного охвата города (пусть и с многими пересадками). Схема «один низкопольный автобус на маршрут» действует гораздо хуже, создавая только иллюзию доступности транспорта.
3) Вдоль выявленных маршрутов в первоочередном порядке проводить работы по повышению доступности среды (пандусы в магазинах и соцучреждениях, скаты на переходах, борьба с парковками на остановках и тротуарах, общественные туалеты доступные инвалидам). То есть формирование не «точек доступности», а «маршрутов доступности».
4) Повысить доступность информации о возможностях маломобильных групп граждан, таких маршрутах, правилах посадки в подвижной состав (в обязательном порядке инструктировать водителей по открытию аппарелей). Наладить с общественными организациями инвалидов мониторинг доступности по таким маршрутам, принимать от них предложения об очередности внедрения пандусов, скатов и т.д. на таких маршрутах. Размещать на всех приспособленных объектах яркие и заметные пиктограммы, свидетельствующие о доступности объектов для инвалидов.
5) Разработать программу установки посадочных площадок на трамвайных остановках (высота площадок 330 мм т.е. первая ступенька вагона, или пол низкопольного вагона, в качестве въезда пандус, с перилами с одной стороны) по «маршрутам доступности». Обратить внимание на трамвайные вагоны с низким уровнем пола.
6) Развивать маршрутную сеть «маршрутов доступности» только при поступлении низкопольного подвижного состава. Недопустимо развитие такой сети в ущерб частоте движения низкопольного состава на маршруте. Предельный процент высокопольного подвижного состава на таких маршрутах должен составлять 50%.
7) Следить за выполнением требований доступности среды для инвалидов по всем вводимым в строй новым объектам (в частности лифты для станций метро и подземных переходов) и реконструируемым объектам.
8) Способствовать созданию службы «социального такси», как опорного средства транспорта для перевозки инвалидов в условиях не развитой системы низкопольного транспорта. Создать на ее базе службу приема сообщений о выполнении решений в части «маршрутов доступности».

Фундаментальные:
1) При рассмотрении любых градостроительных проектов ставить вопрос о их влияние на доступность среды. Неукоснительно соблюдать принцип, что город – в первую очередь удобная и доступная территория для жизни людей, а потом уже что угодно – промышленная площадка, зона сплетения транспортных артерий и т.д.

Пример: строительство подземного перехода во имя снижения остроты проблемы пробок, в значительной части случаев является ошибочным. В Европе число светофорных переходов во много раз больше, чем в нашей стране. При этом предельная скорость транспорта в городе, как правило, ограничена 50 км/час. Все это сделано, чтобы человеку не надо было спускаться и подниматься, переходя улицу, - ему удобней пройти по земле. Именно непонимание этого принципа проектировщиками приводит к тому, что люди бегут через дорогу, хотя рядом есть подземный переход. При этом «пробки» возникают не из-за частоты светофоров и не из-за низкой допустимой скорости движения, а из-за неравномерности движения и сужений дороги. Т.е. вместо подземного перехода можно поставить светофор, но фазы работы светофоров должны быть взаимоувязаны и четко соответствовать текущему автопотоку.

2) Доступная среда для инвалидов, и защита прав инвалидов не должны быть самоцелью. Например, пандусы нужны так же пожилым людям, матерям с колясками, людям с сумками-тележками. Скаты на переходах нужны велосипедистам. Низкопольный подвижной состав ускоряет посадку/высадку пассажиров, а поэтому и среднюю маршрутную скорость транспорта и т.д. Поэтому недопустимо думать о создаваемой среде доступности, как о «среде для инвалидов».

3) Формальные действия по созданию доступной среды хуже чем отсутствие каких бы то ни было действий. То есть пандус с наклоном 60% не может считаться пандусом. Можно вносить в тендерную документацию требование о том, что глава фирмы подрядчика должен в присутствии представителей общественных организаций инвалидов самостоятельно въехать на коляске в возведенное им сооружение. И в случае, если подрядчику не удается выполнить это задание, считать что объект не должен быть принят. Ненадлежащим образом сделанные объекты унижают инвалидов и вызывают здоровые подозрения в злоупотреблении муниципальных органов, допустивших появление подобных «объектов доступности»

4) При планировании парковочной емкости всегда должны предусматриваться бесплатные парковочные места для автомобилей, перевозящих инвалидов. При этом в нашей стране по законодательству на места обозначенные знаком инвалид может претендовать только автомобиль с водителем-инвалидом... Эту вопиющую глупость надо стараться изживать через законодательные инициативы в государственную думу. Аналогично на федеральном уровне не проработан вопрос об удостоверяющих знаках на машины, перевозящие инвалидов.. В ЕС есть единый стандарт таких знаков, на котором есть печати, подписи и информация о выдаче соответствующего документа. У нас просто значок - который может поставить кто угодно.

Чтобы было не так скучно, поделимся глупостью и хохмой.

Вот здесь мы стали обсуждать как лучше оборудовать спуски к набережной Волги, чтобы они стали удобнее для пешеходов. В том числе и для маломобильных групп граждан. В процессе этого был обнаружен вот такой муниципальный конкурс http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=2761524
на строительство наклонных пандусов на Первомайском склоне... Желающие могут почитать этот сюр в документах заказа. Всерьез предлагается система из 4-х пандусов ведущих от нижней точки склона к верхней. Я понимаю, что сейчас наживаю себе очередных влиятельных недоброжелателей, но мне не впервой - я настаиваю на том, чтобы глава Департамента архитектуры и строительства, заказчик этих работ, по их завершению сел в инвалидную коляску и показал мастер класс - поднялся бы снизу вверх по этим пандусам. Впрочем, не желая, ни в коей мере ничего плохого Сергею Владимировичу лично, можно и более простой вариант - чтобы его заместитель завез его наверх по этой системе пандусов. Мужики, я все понимаю - поставили задачу, ее надо как-то решать... Но я по таким правильным пандусам, с нормальным уклоном, с площадками для отдыха, поднимал инвалида всего-то из подземного перехода в Москве. Мягко говоря умучался. Преодолеть такую гору с коляской по такой системе пандусов столь же невозможно, как и просто "в гору". Там нужен каскад лифтов - как бы невыполнимо это не звучало в наших условиях. Он будет реально полезен и инвалидам, и велосипедистам, и пожилым людям... Нельзя там такие пандусы делать - пустое это начинание...

Ну а теперь хохма.

Моей первой попытке заняться транспортной доступностью для инвалидов в Самаре. Это было на пуске первого поезда на ст. Российской. Присутствовали разные высокие чины, ну и я, вписался за компанию - знакомые люди провели за оцепление. Во-общем так получилось, что почетный круг на первом поезде я совершил в теплой компании директора метрополитена Плетнева, министра строительства и ЖКХ Самарской области Донского и директора ВТС-метро Натальчука... Пока ехали успели поговорить и о заполняемости метро, и о возможности экономить на отделке станций. Я высказался в том смысле, что отделка - это гроши, и не гоже от нее отказываться в тот момент, когда дошли до центра города. Меня полностью поддержал Натальчук - он сказал, что отделка стоит всего 6% от стоимости станции, а 40% съедает ГО и ЧС... Донской услышав эти цифры согласился, что в таких условиях экономия смешная выходит. Ну и чтобы уж "добить министра танцем" я высказался в том смысле, что лифт нужен на станции Алабинская для инвалидов. Что в Москве строят уже с лифтами, за бугром везде лифты, а у нас нет. "Так эскалаторы же есть!" - удивился Плетнев, на что Донской, надо отдать ему должное, сказал - "Как же на эскалатор то с коляской?.." И задумался. В это время Натальчук и доложил заказчику стройки о том, что есть два проекта Алабинской - с лифтом и без, и что надо решать какой из них реализовать. Вот тогда Донской и сказал: "А чего тут решать?! Понятно что надо делать лифт. Только надо же и о других станциях думать! Не приедет же инвалид на одну станцию, покататься и назад на ней выйти!" В итоге Алабинская должна быть с лифтом :) А вот про то, что делать с другими станциями, к сожалению, ничего не слышно... Хотя линия метро могла бы стать вполне удачным первым маршрутом доступным для маломобильных групп граждан.

Со стороны транспорта дам ссылку на страницу сайта ТОС, специально посвященную транспорту равных возможностей. Сайт все еще находится в режиме тестирования и пока не открыт, а потому не работает и одна из интересных функций - вывод информации о том, какой транспорт низкопольный, и поиск маршрутов проезда только на низкопольном транспорте. Но разработчик сайта обещает, что уже в самом ближайшем будущем эти функции будут введены в строй. Впрочем в статье не только об информационном обеспечении маломобильных граждан - там несколько шире все описано, кому интересно приглашаю ее почитать.
30 посетителей, 0 комментариев, 2 ссылки, за 24 часа