2012/03/15 17:14:10
Наверное не открою секрета, если скажу, что в большей части европейских городов исторический центр, ну или по крайней мере приличная его часть, отдан пешеходам. Не одна улица, вроде Ленинградской в Самаре, или Арбата в Москве - а именно значительная часть площади. Недавно случилось два, может быть не больших - но события. В Самаре был назначен новый Главный архитектор города, причем им стал человек с бережным отношением к архитектуре и Самаре, имеющий хорошее образование и опыт работы в одном из самых престижных архитектурных бюро России - Виталий Стадников. Кроме того, хотим ли мы, не хотим, но в некотором смысле "опытный город" в котором первыми отрабатывают свежие веяния - Москва - заговорил о создании пешеходной зоны в самом центре. В свете этих двух событий мне хотелось бы поговорить о пешеходной зоне в Самаре.

С одной стороны в городе уже есть крупная пешеходная зона, правда иного типа - я имею ввиду все очереди Самарской набережной. Ее постепенно приводят в должный порядок, есть планы по соединению в тех местах, где есть разрывы. Есть даже планы продления - в том числе весьма реалистичные, связанные с подготовкой к ЧМ.

Есть улица Ленинградская, которая если говорить честно не дотягивает до уровня пешеходных улиц у соседей. Например та же Большая Покровская в Нижнем и длиннее, и многолюдней и живее. Аналогично в Саратове. В Оренбурге я бы не назвал ее более многолюдной, или обустроенной, но имеется весьма солидный задел. При этом данные улицы обычно соединены с прочими городскими пешеходными зонами. В Нижнем и Казани они ведут к кремлям. В Оренбурге к реке и городскому парку.

То есть, как мне кажется, в рамках самарской пешеходной зоны должны быть объединены Струковский парк, Набережная Волги, будущая застройка к Чемпионату Мира на месте речного порта, естественно, Ленинградская. И, вероятно, площадь Куйбышева. Но как их объединить, чтобы это было удобно?

Видно, что кроме "поперечников", среди которых Ленинградская, нужно делать и продольные пешеходные улицы наверху. Причем ни А.Толстого, ни С.Разина на эту роль не годятся. Там и рельеф не очень удачный, и сами улицы не имеют такого числа архитектурных памятников, которых можно было бы хорошо отреставрировать. Кроме того в квартальной сетке этой тоже живут люди - и им нужен подъезд для личного автотранспорта.

А вот улицы Фрунзе и Куйбышева отлично подходят для роли пешеходных продольных улиц. Нагрузка на них после ввода Фрунзенского моста, естественно может возрасти. Но для отвода этой нагрузки есть планы строительства дорог по М.Горького и вдоль набережной Самарки в противоположную сторону. Собственно говоря единственные разумные варианты в сложившейся ситуации, позволяющие не пускать транзитный трафик по двум улицам с самой ценной исторической застройкой. Обеспечение общественным транспортом для них способен выполнить трамвай, в режиме трамвайно-пешеходной улицы. Мне кажется, что от Пионерской до Красноармейской улицы Фрунзе и Куйбышева могут быть сделаны пешеходными. По поперечникам - пешеходными могли бы стать, в дополнение к Ленинградской, Венцека и Красноармейская до Галактионовской. Соответственно Некрасовская, Разина и А.Толстого и Л.Толстого остаются открытыми для движения и подъезда к кварталам застройки. Совершенно классически в пешеходную зону попадает городская ратуша - мэрия :)

Многие резонно скажут - а как же будет добираться до офисов рабочий люд, куда пойдут эти потоки машин. Но собственно говоря идея пешеходных зон - это идея архитектурная, меняющая облик города, она сама по себе выдавливает офисную недвижимость, требующую большого потока автомобилей, которая замещается объектами более ориентированными на пешеходов - кафе, магазинчиками, театрами... Подъезд к этой зоне осуществляется по поперечникам, на тупиковых участках которых организуется платная парковка.

При этом на пешеходных поперечниках, спускающихся к Волге необходимы средства для подъема людей (хотя бы на одном) - например фуникулер.

Ну вот такое мое личное предложение, предлагаю обсудить - кто что думает по вопросу пешеходных зон в Самаре, особенно в историческом центре.
160 посетителей, 28 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа