2016/01/26 09:12:05
С момента продажи машины начинается учет износа ее кузова и других деталей. Возмещение пострадавшему автовладельцу по ОСАГО выплачивается с учетом износа. Работы по демонтажу поврежденных деталей, установке отремонтированных или новых деталей учитываются страховщиками полностью, ну или условно полностью (по средне-рыночным ценам в соответствии с справочниками по единой методике расчета ущерба в ОСАГО). А вот стоимость деталей берется из тех же справочников в единой методике, но включается в возмещение уже за вычетом износа. Максимальная норма износа для расчетов в ОСАГО 50 %. Страховщики объясняют сложившуюся практику тем, что если компенсировать стоимость поврежденных деталей, как новые, то это будет «неосновательное обогащение» автовледельцев и подталкнет их страховому мошенничеству. Водители, дескать, будут сознательно «бить» старую машину, чтобы обновить ее новыми деталями или еще проще, получить от страховщиков выгоду в простой денежной форме.
Я не сталкивался в нашем городе с случаями, когда владелец машины взамен поврежденных деталей ставит на машину старые, «бэушные» запчасти. Да, в Самаре на некоторых СТО случается, когда с человека возьмут деньги, как за новую деталь, а на самом деле поставят какую-нибудь старую, которая у них осталась от другого клиента, но владелец таких действий не согласовывал и об этом не догадывается. Вообще говоря, ремонтировать машину, используя старые запчасти, у нас не принято.
Получается, что если у автовладельца повредили машину, то часть ремонта ему придется оплатить самостоятельно, в размере износа поврежденных деталей. Теперь эту сумму износа невозможно будет взыскать в судебном порядке даже с непосредственного виновника аварии.
В январе 2016 года Верховный Суд РФ принял постановление, которое мне показалось важным с точки зрения дальнейшей судьбы возмещения износа в ОСАГО. Верховный Суд поставил точку в этом вопросе, определив, что в любых судебных спорах по возмещению пострадавшим автомобилям судьи будут учитывать нормы износа из вышеупомянутой единой методики расчета ущерба в ОСАГО. В предыдущие годы пострадавший в редких случаях, но мог в судебном порядке получить возмещение без учета износа. Это касалось в основном споров, когда виновником ДТП выступало юридическое лицо. С виновников физических лиц судьи предпочитали не взыскивать сумму износа, когда основное возмещение за вычетом износа оплатила пострадавшему страховая компания по ОСАГО. А вот с юридических лиц сумму износа могли взыскать и сами пострадавшие граждане и страховщики, выплатившие возмещение пострадавшему по КАСКО, без учета износа. Теперь после январского решения Верховного Суда таких судебных решений уже не будет. И автовладельцы вынуждены будут смириться с фактически неполным возмещением с полисом ОСАГО или без него, просто требуя возмещение с виновника ДТП в судебном порядке.
Разговоры об изменении порядка возмещения в ОСАГО, а именно о включении износа в сумму возмещения, если страховщикам предложить адекватное повышение тарифов в ОСАГО, очевидно, теперь полностью прекратятся. Это страховым компаниям совсем неинтересно. Дело в том, что есть такие изменения ответственности страховщиков, которые выглядят для общественности внушительно, под которые можно добиваться резкого роста тарифов ОСАГО, как например, рост лимитов ответственности с 120 000 руб. до 400 000 рублей, но на рентабельность страховых операций влияют мало. Так как крупных аварий не много. А вот если включить в порядок возмещения ОСАГО износ, то это может значительно увеличить сумму почти каждой выплаты ОСАГО. Поэтому страховщики, я думаю, очень рады, что благодаря Верховному суду тема износа вообще снята с повестки дня, в ОСАГО можно спокойно работать и зарабатывать.
26 посетителей, 61 комментарий, 49 ссылок, за 24 часа