2012/09/24 18:26:33

Завтра Государственная Дума рассмотрит в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства». Вокруг него много шума и необоснованной критики. Ряд общественных деятелей углядели в этом законе признаки ювенальной юстиции, в которой в последние годы видят главного врага семьи. В прошлый четверг наш комитет по вопросам семьи, женщин и детей проводил круглый стол в преддверии рассмотрения закона о социальном патронате. Пытались разобраться, в каких статьях закона содержится возможная угроза семье, так как присутствующие на заседании специалисты-практики наперебой убеждали в необходимости принятия закона. За 3,5 часа общения ситуация прояснилась не намного. Я благодарна Павлу Парфентьеву, гендиректору АЦ "Семейная политика.рф" - самому конструктивному и содержательному участнику дискуссии, разделяющему ювенальные опасения. Его замечания обязательно будут учтены при подготовке закона ко второму чтению.

Для тех, кто закона не не видел, расскажу о его основных принципах.

В России основным принципом государственной политики по вопросам детства является приоритет семьи в вопросах воспитания ребенка. Благодаря принятым за последние шесть лет мерам, направленным на поддержку института семьи, удалось для многих детей сохранить семью. На 19% сократилось число родителей, лишенных родительских прав, на 35% уменьшилось число выявляемых в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, более чем на 24% уменьшилось количество образовательных учреждений для детей-сирот и более чем на 35% сократилась  численность детей в этих учреждениях.

Но, несмотря на эту положительную динамику, количество детей, оставшихся без попечения родителей, все еще значительно. При этом 80% из них составляют дети, лишившиеся родительской опеки по «социальным» причинам, то есть они стали сиротами при живых родителях. Помочь таким детям можно только одним способом – поддержать семью, в которой появились признаки социального неблагополучия, помочь справиться с возникшими проблемами, привлекая для этого все службы  и возможности.

Убеждена, что вопрос о лишении родительских прав должен рассматриваться лишь в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.

Однако сегодняшняя практика работы органов опеки и попечительства, социальных служб показывает, что непосредственная работа с неблагополучной семьей начинается слишком поздно - на этапе, требующем применения уже только административных мер воздействия на  родителей, вплоть до лишения их родительских прав. Вместе с тем, своевременно оказанная помощь могла спасти семью, оказавшуюся в социально опасном положении, оставить ребенка с родителями. Для организации работы по профилактике социального сиротства предлагается ввести институт социального патроната, апробированный более чем в 30 субъектах Российской Федерации.

Результаты работы в этой области Москвы, Калужской, Мурманской областей, Алтайского, Пермского краев показывают, что при своевременной организации профилактической и реабилитационной работы с семьей и оказании родителям квалифицированной комплексной помощи, изъятия ребенка из семьи и лишения родительских прав зачастую удается избежать.

Например, в Мурманской области число семей, находящихся в социально опасном положении, с 2009 года снизилось на 16%. В Москве с 2008 года на 71% увеличилось число детей, возвращенных в кровную семью. По сравнению с 2009 годом число родителей, лишенных родительских прав, в Калужской области снизилось на 17%, в Мурманской области на 21%.

По состоянию на начало 2012 года социальный патронат по всей Российской Федерации был установлен в отношении 35 тыс. детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении.

В соответствии с законом социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства исключительно с согласия родителей по результатам обследования условий жизни ребенка. Работа по социальному патронату будет осуществляться на основании плана, который будет включать комплекс мероприятий, необходимых для оказания помощи семье. Эти мероприятия будут осуществляться образовательными организациями, различными социальными службами (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры социальной защиты населения и др.), медицинскими учреждениями. К этой работе могут привлекаться дополнительно служба занятости, миграционная служба, другие организации, в частности, некоммерческие организации, которые уже в настоящее время осуществляют практическую работу с семьей и детьми и имеют в штатном расписании соответствующих специалистов - психологов, социальных педагогов, юристов. При необходимости родителям помогут найти работу, оформить документы на получение социальных выплат, проведут медицинское обследование детей и окажут необходимую помощь в их лечении, помогут с учетом интересов детей записать их в спортивные секции, центры детского творчества и другое. Порядок осуществления мероприятий по социальному патронату будет определяться Правительством Российской Федерации.

Поэтому беспокойства противников ювенальной юстиции беспочвенны. Социальный патронат не только не расширяет возможностей для изъятия детей из кровных семей, но, напротив, протягивает руку помощи тем семьям, которые в ней нуждаются.

Это не значит, что в законе нет изъянов. Конечно, он требует доработки, что наш комитет и будет делать с привлечением экспертов при подготовке этого закона ко второму чтению. 



220 посетителей, 0 комментариев, 2 ссылки, за 24 часа