2012/07/27 11:31:39

Опять прочитала новость о пропаже ребенка - в Иванове 13-летняя Анастасия Кудряшова самовольно ушла из дома и до сих пор не вернулась. Организованы ее поиски.

К сожалению, такие новости не редкость. В 2011 году органами внутренних дел Российской Федерации  было объявлено в розыск 17898 несовершеннолетних, из них 5147 - это малолетние дети. А принятыми мерами было разыскано фактически 16337 ребятишек. Это заставляет задуматься, насколько эффективно сегодня выстроена система поиска пропавших детей.

Вопрос, который требует сегодня уже наиболее активного внимания нас как законодателей и который долгое время обсуждается, но до сих пор не решен, - это вопрос о степени участия волонтеров и общественных организаций в системе организации поиска детей. Я не раз слышала от представителей волонтерских организаций в регионах жалобы о том, что правоохранительные органы не воспринимают всерьез предложения о помощи в поиске пропавших детей. Обычно силовики ссылаются на секретность оперативно-розыскных мероприятий или тайну следствия. Не спорю, профессиональные моменты необходимо учитывать, но практика показывает, что успех операции по розыску ребенка зависит во многом от того, работают ли правоохранители в связке с волонтерами или нет. К сожалению, не всегда правоохранительные органы оперативно реагируют на заявление родителей о пропаже ребенка. А между тем, счет может идти на минуты. В одном из регионов был случай, когда через час после исчезновения ребенка волонтеры уже расклеивали листовки с его фотографией, данными и прочесывали окрестности. А полиция начала поиски только на следующий день. К сожалению, законодательно не прописан порядок сотрудничества волонтерских организаций и правоохранительных органов. В реальности и МВД, и Следственный комитет зачастую «отмахиваются» от волонтеров, считая, что те только мешают проводить розыск.

Хорошо, что под давлением депутатов, Общественной палаты, волонтерских организаций мнение этих силовых структур о волонтерской деятельности и соответственно их отношение к взаимодействию с волонтерами меняется. В МВД и Следственном комитете разработаны ведомственные приказы о взаимодействии с волонтерскими организациями. Речь идет о включении волонтеров в розыск пропавших детей в сотрудничестве с правоохранительными органами.




Есть еще два вполне конкретных вопроса, которые связаны с действующим законодательством, - это закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и уголовно-процессуальное законодательство. Мы с вами прекрасно знаем, что срок возбуждения уголовного дела - три дня, хотя правоохранительные органы, не возбуждая уголовное дело, начинают действовать незамедлительно, но возникает вопрос: а нужно ли это оставлять как форму реагирования и форму принятия решения на их усмотрение или всё-таки должно быть прямое указание закона. Наверное, всё-таки должно быть прямое указание закона.

Кроме того, в статье 8 закона "Об оперативно-розыскной деятельности" есть такая позиция, которая связана с тем, что в обстоятельствах, не терпящих отлагательства, могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия. Думается, что сегодня нужно уточнить и отнести обстоятельства, связанные с исчезновением ребенка, именно к этим обстоятельствам, и предусмотреть конкретный, закрытый перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые должны проводиться по данному поводу. Как раз речь должна идти о закрытом перечне для того, чтобы не допустить злоупотребления, прямо скажем, этой нормы, и с другой стороны - обеспечить адекватное реагирование.

И, конечно же, вопрос, связанный с деятельностью МЧС. Если мы посмотрим закон, то сегодня напрямую к компетенции это не относится. И мы прекрасно понимаем, что сегодня на уровне взаимодействия в случае исчезновения ребенка в лесной местности, как раз в ситуациях, которые связаны с отдыхом семьи, как правило, органы МЧС, безусловно, откликаются. Но, наверное, было бы правильным посмотреть, чтобы также эти вопросы не решались только на уровне договоренности.

И напоследок, наверное, самое главное. В утвержденной Президентом России Национальной стратегии действий в интересах детей предусмотрено "создание некоммерческого партнерства "Российский национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям" в целях объединения усилий государства и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также повышения эффективности деятельности следственных органов при расследовании преступных посягательств в отношении детей".

Правительству России дан срок до 1 сентября утвердить план первоочередных мероприятий по реализации этой Стратегии до 2014 года. Будем настаивать, чтобы создание этого центра обязательно нашло в нем свое отражение.


60 посетителей, 0 комментариев, 3 ссылки, за 24 часа