2012/05/17 09:26:40
На днях Государственная Дума приняла официальное заявление по поводу событий, произошедших в ходе массового шествия 6 мая. Если ранее все выступления оппозиции носили относительно мирный характер, то события 6 мая привели к массовым беспорядкам. Причем беспорядкам, спланированным заранее, так как именно лидеры оппозиции во многом и спровоцировали хулиганские и даже в какой-то степени экстремистские действия митингующих. В результате пострадали полицейские, были задержаны участники, организаторы акции.

В заявлении Дума потребовала проведения тщательного расследования всех фактов нарушений на шествии и привлечения виновных к ответственности, в том числе к уголовной. Ответственность должны понести не только исполнители, но и организаторы и подстрекатели.

Но сегодня важно не только объективно разобраться в происшедшем и наказать виновных, но и сделать соответствующие выводы на будущее. Поэтому Государственная Дума готовит ряд поправок в административный кодекс и другие федеральные законы с целью свести в дальнейшем такое развитие событий к минимуму.

Разрабатывая эти поправки, мы во многом ориентируемся на опыт западных стран с устоявшейся, развитой демократической системой, где десятилетиями оттачивалось законодательство, направленное на защиту прав и свобод человека и обеспечение его безопасности. И надо сказать, что законы стран, которые часто считают образцами демократии, например, таких как США, Франция, Германия в части регламентации шествий и митингов, весьма суровы.

Здесь можно привести множество примеров. Во всех этих странах, как и у нас, действует разрешительная система проведения уличных мероприятий, но критерии получения таких разрешений не в пример жестче, чем у нас. При этом большое значение имеет репутация заявителя: в случае нарушения закона при проведении массового мероприятия и последующего за этим разгона митинга в следующий раз разрешение организаторам будет получить намного сложнее или вообще невозможно.

Кроме этого в европейских странах более четко регламентированы действия сотрудников правопорядка, зачастую в сторону расширения прав последних. Власти Германии широко используют предусмотренное законом право полиции исключать одного или нескольких участников из митинга. Обычно эта санкция применяется против нарушителей порядка, особенно во время движения колонны. Например, запрещается нарушать порядок движения колонны, которая должна быть замкнутой, и уж тем более, как это было на Болотной 6 мая, прерывать движение колонны, изменять маршрут, садиться на землю по ходу ее движения. А если это требование не выполняется, то митинг досрочно прекращается с применением силы. Во Франции любое несанкционированное скопление народа может быть рассеяно сотрудниками полиции после двукратного невыполнения требования разойтись. Более того, полицейские имеют право применять силу без предупреждения, если против них применяются насильственные действия.

Также в странах Европы жестко наказываются организаторы митингов и шествий, если они допускают нарушения в ходе заявленного мероприятия. В Германии закон о собраниях предусматривает уголовное наказание за вызов или провоцирование массовых беспорядков и даже за намерение осуществить такое деяние. Это карается лишением свободы на срок до 3 лет. Не допускается маскировка лица на массовых мероприятиях - за это последует лишение свободы на срок до 1 года. Во Франции провоцирование вооруженного сборища, если его участники имеют при себе предметы, которые могут служить оружием, те же камни, карается одним годом тюремного заключения. А если подобная провокация привела к результату и пострадали люди, то предельная планка срока заключения повышается до семи лет.
Так что по законодательству европейских стран организаторы беспорядков на Болотной площади 6 мая не отделались бы 15 сутками, а получили серьезные сроки лишения свободы.

Предлагая поправки, предусматривающие ужесточение ответственности при проведении массовых мероприятий, депутаты ни в коем случае не ставят своей целью ограничивать конституционные права граждан высказывать свое мнение. Важно понимать, что свобода митингов и шествий не должна ущемлять права и свободы других граждан, не принимающих участия в этих мероприятиях, и тем более угрожать безопасности людей.

Демонстрация своей политической позиции не должна приводить к столкновениям с силами правопорядка, хулиганству и мародерству. Провокации, вызывающие беспорядки, должны решительно пресекаться, а провокаторы нести соответствующее наказание. Только в этом случае мы сможем обеспечить нормальное, мирное проведение массовых мероприятий, которые не закончатся для его законопослушных участников ни попаданием в автозак, ни ущербом для здоровья.
100 посетителей, 5 комментариев, 2 ссылки, за 24 часа