2012/03/17 23:58:28
Две недели, прошедшие после выборов, - совсем не тот срок, по которому можно всерьёз судить о том, какого курса решил придерживаться победитель. Событий, однако, за эти дни произошло так много, что некоторые выводы всё же можно попробовать сделать.    Пока в кругу моих друзей и знакомых царят, скорее, разочарование и уныние. Дескать, зимняя "оттепель" закончилась, все  митинги были напрасными, Путин демонстрирует свой фирменный жёсткий подход, миндальничать он больше не будет, и страну ждут мрачные времена...  Но так ли всё печально на самом деле? Может быть мы неверно интерпретируем то, чему являемся свидетелями, не замечая чего-то важного? Предлагаю альтернативный вариант расшифровки.

  • Включая сегодняшний выход на Пушкинскую, за эти недели состоялись уже три более-менее крупные протестные акции. Число реально посаженных близко к нулю. Даже профессионального узника Удальцова неожиданно отпустили, чем немало шокировали его самого. Вспомним прошлый год: после митингов 5 и 6 декабря арестованных были десятки и даже сотни! Сегодня суды тоже, разумеется, штампуют неправосудные приговоры, но обычно присуждают только травоядные штрафы.

  • Да, некоторые оппозиционные акции по-прежнему разгоняются, и весьма жёстко, что показали переломы рук и сотрясения мозгов 5 декабря в столице и маринование задержанных в автозаках в провинции. Ну так и прежде бывало, что полиция не особенно церемонилась с протестующими и журналистами. Это прискорбно, и виновные заслуживают наказания, от которого их как и прежде успешно спасают, но явного ухудшения по сравнению с предыдущими разгонами не наблюдается. Разумеется, отдавать недовольным гражданам улицы и площади без боя или муторных административных согласований власть по-прежнему не собирается, хотя сегодняшнее спокойное отношение к собранию на Пушке демонстрирует, что могут быть и приятные исключения. 

  • Так называемая политическая реформа, провозглашённая после первых протестных акций, пока так и не свёрнута. Да, по многим пунктам она идёт ни шатко, ни валко. Некоторые вполне разумные предложения оппозиции или отвергаются с порога, или умело забалтываются. В итоге, скорее всего, будут приняты далёкие от идеальных законы по регистрации партий (вопрос с республиканцами Рыжкова, кажется, уже решён положительно), по допуску к выборам и избранию губернаторов. Но ведь ещё в конце осени это казалось абсолютно невероятным, и, вопреки обоснованным опасениям, на реформе пока так и не поставлен крест, по крайней мере, формально. Не исключено, что это вскоре случится, но до сих пор отказа от либерализации законодательства на государственном уровне нет.

  • Что ещё лежит на поверхности? Очевидный беспредел, который в марте обрушился на граждан каким-то страшным потоком. Но разве и прежде отморозки в погонах не пытали задержанных, губернаторы-самодуры не задерживали экологов, а застройщики не избивали протестующих? Увы, всё это было до выборов, и будет сопровождать нас, видимо, и в дальнейшем. Т.е. тоже ничего принципиально нового. 

  • Есть и два отдельных случая, которые лично меня и многих моих друзей в последние дни возмутили или встревожили особо: новый обвинительный приговор Алексею Козлову и уголовное преследование участниц Pussy Riot. Но имеют ли они отношение к собственно политическим переменам?

  • Дело Козлова, как изначально было нам объяснено его близкими, заказное. Ну так, видимо, деньги были уплачены, и должны быть отработаны теми, кто их взял. Нанятые исполнители довели этот отвратительный заказ до конца, вряд ли обращая особое внимание на митинговую и публицистическую активность жены своей жертвы. Как говорится, ничего личного, только бизнес.  Что же касается Pussy Riot,  то тут, вероятно, мы имеем дело с обычной местью посчитавших себя оскорблёнными первых лиц, которые не скрывают ни своей воцерковлённости, ни близости к иерархам. Тут, скорее, налицо попытка защитить ползучую клерикализацию страны, а вовсе не  закручивание политических гаек как таковых. Тем более, что участницы Pussy Riot до панк-молебна отнюдь не были ни яркими участниками, ни тем более символами (и слава богу) протестного движения.

Наверное, эти и другие фрагменты нашего политического пазла можно сложить и совсем иначе, предложив диаметрально противоположный анализ происходящего. Может быть я просто выдаю желаемое за действительное, поскольку, чего скрывать, не хочу ни жить в условиях режима а-ля Лукашенко, ни бежать из страны куда глаза глядят. Но я действительно сегодня не вижу серьёзных поводов бить тревогу и кричать SOS. Мартовский тренд позволяет мне оставаться осторожным оптимистом. Пока. 
1500 посетителей, 6 комментариев, 1 ссылка, за 24 часа