2014/07/03 21:36:33
Сдавал экзамен на права. По моим личным ощущениям я неплохо отъездил. Ездили ровно 45 минут, был полный комплект типов дорог: автобан, шоссе, проселочная аллея (гравийка, а сверху деревья стробоскоп устраивают), город, зоны 30 с отвратительной видимостью и узкими улицами. Было большое количество перестроений на городских улицах, где плотное движение и не очень-то пускают, были хитрые повороты, парковка задом параллельно и перпендикулярно, разворот задом. Я боялся, что забуду включить поворотник где-нибудь, повернуть голову во все стороны, что не пропущу какого-нибудь вяло-идущего к переходу пешехода или слишком поздно замечу прущего наперерез велосипедиста, или пропущу какую-нибудь вливающуюся справа на нерегулируемом перекрёстке мелкую улочку, спрятавшуюся в листве. Или что буду проезжать такой перекрёсток слишком быстро. Или что я неожиданно замечу там справа машину и слишком резко заторможу, или что машина будет слишком далеко и я буду колебаться, пропускать её или нет. Или что перестроюсь как-нибудь особенно неуклюже, забуду мигнуть должное количество раз поворотником, случайно включу дальний свет, подрежу кого-нибудь, забуду сразу включить дворники, если начнётся дождь, въеду не в ту полосу или не в тот створ дороги при повороте налево. Все эти ошибки я уже делал, пока учился. И ни одной из них я не сделал, когда сдавал экзамен. Я прекрасно припарковался обоими способами, уверенно развернулся задом, никого не задерживая, нигде не нарушил в сторону превышения скоростной режим, мягко поворачивал и тормозил.

Но я не сдал.

Мелкие ошибки (экзаменатор сказал, что их бы мне простили, но на будущее запомнить):
- Слишком агрессивно въезжал на автобан. На разгонной полосе, осмотревшись налево, я убедился что могу туда встроиться, однако расстояние до сзадиидущей машины не очень велико, и нужно быстро выйти на соответствующую скорость. Соответственно, я сделал тапкувпол, разогнался чуть быстрее идущего сзади-слева автомобиля и встроился в поток только под конец полосы, когда расстояние до сзадиидущего автомобиля достигло вполне безопасного. Инструктор говорит, что так делать можно, но лучше не надо просто с точки зрения экономии нервов в природе.
- На автобане же при обгоне автомобиля с прицепом я перестроился в более левую полосу слишком заранее. И перестроение совершил не совсем гладко, вначале я перестроился так, что оказался не по центру своей полосы (а впритирку к правому краю), а затем выправился. Выправления на скорости 135 (обгон выполнялся именно на такой скорости, и это как раз правильно) по хорошей погоде на хорошей машине проблемы не создадут, а вот если дорога мокрая и посредственная машина со старой резиной, выправления опасны, их не должно быть, надо сразу попадать в центр нужной полосы.

Крупные ошибки (любые две из этих трёх ошибок в совокупности достаточны для провала экзамены, а с учётом мелких ошибок, достаточно и одной):

- Ехал 80-85 по загородному шоссе в хорошую погоду (разрешено сто). Причина: неуверенность. Моя собственная. Дорога не то чтобы широкая, не автобан-с, разделительной полосы нет, в метре слева от меня (периодически меньше) свистят машины на скорости 100. После экзамена я спросил, что неужели я неправ, в том что еду с комфортной мне скоростью, то есть в том режиме, в котором я ещё полностью контроллирую ситуацию. Мне сказали что в целом прав, просто нужно чтобы мне стало комфортно ехать в более адекватном дороге и погодным условиям режиме, поэтому мне надо позаниматься с инструктором ещё, пока у меня не образуется должная уверенность. В противном случае своей низкой скоростью я склоняю едущих сзади к опасным маневрам обгона.

- Ехал по главной дороге. В неё вливалась с правой стороны второстепенная дорога. Со второстепенной дороги ехал чмырь на желтой машине и говорил по мобильному телефону, на меня он не смотрел; просто ехал вперёд со скоростью не менее 20 км/ч без какой-либо тенденции к торможению. Мой спинной мозг, приученный годами и десятками тысяч километров велосипеда замечать такие ситуации мгновенно, сообщил мне, что если ни он, ни я не затормозим, то на счёт три он прилетит мне в правое крыло. И я резко затормозил. И чмырь резко затормозил. Он бы в меня не въехал, его тормозной путь составил какие-то сантиметры и он вылез мордой на главную дорогу всего сантиметров на 15, я же ехал в соответствии с правилами в метре от правого края дороги.
Я затормозил зря и мне влепили "грубое игнорирование правил преимущественного проезда".

И вот тут я даже не знаю, что делать. Как же мне отключить велосипедную интуицию? Как зарубить себе на носу, что риски нужно оценивать совершенно по-другому. Это на велосипеде въехавший в меня сбоку водитель означает множественные переломы, на машине это как максимум помятое крыло на такой малой скорости. То есть даже если бы он в меня врезался, я бы спокойно отъездил экзамен до конца, а потом машину в какой-нибудь удобный момент сдали в ремонт за его счёт. Риски другие, даже 0.2% вероятность множественных переломов по причине чмыря сбоку я допускать не хочу, за год там накопятся десятки процентов вероятности. А тут я рискую царапиной на машине, это чисто финансовая проблема, причём не для меня, а для виноватого. И если из-за каждой 0.2% вероятности царапины каждый будет тормозить, дорожное движение в городе будет парализовано. Да и потом это на велосипеде я еду впритирку к бордюру, а на машине-то в метре от него! В общем я понимаю все аргументы.

Но подозреваю, что всё равно буду вести себя точно так же, окажись я в такой же ситуации.

- В зоне 30 (км/ч) я ехал где-то 15км/ч, потому что улица была узкой. И вот это реальный фейл коммуникации с моим инструктором. Это он, гад, меня тысячу раз дёргал, что если я не могу держать метровую дисстанцию от машин из-за того что улица слишком узкая, то надо ехать медленно, очень медленно. Внутри у меня абсолютно нет "ощущения опасноти" на эту тему: на велосипеде я привык не снижать скорости (т.е. ехать 25-30 км/ч) даже если передо мной дырка между столбами, которая на 5 см шире моего руля. Лет 10 назад я боялся так делать, на многополосных велодорожках меня часто притирали к столбу и я вижу, есть там эти два сантиметра от руля или их нет. На машине, к габаритам которой я привык, я могу ехать в 10 сантиметрах от чужих зеркал со скоростью 30 и их не задевать, я же вижу где наше зеркало, а где их, с чего бы я вдруг задел-то. Понятно надо медленно, если между машинами дети могут оказаться, или кто-нибудь двери откроет. Но тут не та ситуация, мертвый в рабочее время спальный район, за машинами бортик, никаких детей даже в перспективе. Ехать себе 30 и не париться.
Но у меня в голове засели слова инструктора, что так делать нельзя, надо ехать медленно. Я и ехал медленно, очень медленно. Экзаменатор влепил мне за это "создание помех движению" со словами, что даже велосипедисты сзади хотят меня обогнать, но не могут, потому что улица слишком узкая.

И вот тут я не знаю, чего от меня хотят. В следующий раз поеду 30, срежут на этом.

* * *

Теперь самое непонятное, что же мне с этим делать. То есть я всё понимаю про мелкие ошибки, поездить автобан ещё два раза по 90 минут. По поводу узкой дорожки и слишком медленной езды в зоне 30 я тоже понимаю. По поводу перца с мобильником я тоже понимаю как действовать, просто боюсь перегнуть палку. Я могу к следующему экзамену жестко настроить себя, что буть что будет, а тормозить в ситуации, когда право преимущественного проезда у меня, я не буду. Я боюсь перегнуть палку и сделать обратную ошибку на фоне такой настройки себя.

А вот что делать со слишком медленным движением по шоссе и торможением из-за перца с мобильником я не понимаю.
То есть, я понимаю что это придёт со временем. Я же езжу 70 км/ч на велосипеде, прохожу сквозь те же самые узкие дырки, научился несколько месяцев назад ездить вдоль по гладкой рельсе. Я же плаваю совершенно без опасений через озёра и за буйки, при том что научился плавать только в подростковом возрасте. Просто всё это приходит очень не сразу, постепенно. Вначале ты учишься уверенно плавать стометровку и плаваешь стометровку два месяца, потом приходит чувство, что стометровка стала рутиной и ты реально можешь больше, реально свободно держишься на воде. И ты пробуешь сперва 200, потом сразу 300 метров, но километр ещё не пробуешь, надо сперва убедиться, что если на 300-метровой дисстанции без берега рядом вдруг что-то пойдёт не так, то ты с этим справишься. Плаваешь себе 300 метров ну или ездишь на велосипеде 40-50 км/ч и дожидаешься каких-то кризисных ситуаций, вот посреди озера вдруг волной захлестнуло и ты поперхнулся, надо остановиться, продышаться, а потом плыть дальше. Или пока ты ехал на велосипеде 50, кто-то выскочил на дорогу, а ты вовремя оттормозился и справился. Так приходит ощущение, что ты реально контроллируешь ситуацию и в этих условиях. Это длится го-да-ми.

От меня хотят уверенного вождения. Но я по природе своей человек осторожный, я медленно снизу подбираюсь к своим пределам. У меня не будет никакого реально уверенного вождения ещё три-пять лет. Невозможно три-пять лет кататься с инструктором. Значит уверенность надо сымитировать, сыграть. Я всю жизнь сдавал экзамены по принципу "надо быть компетентным, а не казаться компетентным". Тут же положение, как мне кажется, почти безвыходно: нужно либо суметь казаться тем, чем я не являюсь, либо научиться отпускать контроль. Учиться не смотря на неуверенность ехать и в таком режиме, в котором, как мне кажется, я не контроллирую ситуацию. Этого я делать пока совсем не умею.

Это вагон отрицательного опыта на этот счёт. Мне очень часто говорили "да прыгай тут", "кривая вывезет", "как-нибудь выплывешь", "за что-нибудь зацепишься", "авось оно выдержит", "тело само подскажет". Тело никогда мне не подсказывало, ему это не свойственно.
Может быть с тех пор что-то изменилось, но в детстве всегда было так что в итоге не я "как-нибудь" выплыву, а тот же самый инструктор, который советовал просто поверить многоопытному ему и просто отпустить бортик, выловит и воду из носоглотки и лёгких выльет.
И "авось выдержит" конструкции на мне ломались, "отсюда просто надо прыгнуть, тут не высоко, мы же все прыгали" закончилось травмпунктом и почти неделей в кровати.
Потом я узнал ряд поучительных историй про то как иногда заканчивается "ничего страшного, все делают и у всех получается", часть была от ребят из травматалогии с переломанными позвоночниками, часть из семейной истории. В том числе и мой двоюродный дядя не дожил до своей свадьбы, потому что "у всех получается водить машину, нечего бояться, давай попробуем".

В общем дальше я судьбу не испытывал, ни на какие "поверь мне, просто делай как я говорю" инструкторов по горным лыжам не верил, я надо никому не жажду доказывать свою правоту по части осторожности ценой своих шишек. И в способ "просто поехать по сложному склону, жить захочется, тело само подскажет" тоже не верю.

Я в целом не очень из тех, кто подсознательно очень цепляется за жизнь. Для меня никогда не составляло особой сложности прыгнуть, например, с десятиметровой вышки в воду или съехать с горки на велосипеде. "Карррамба", и полетели, достаточно просто внутренне принять исход. Я могу поехать со скоростью, которая написана, наплевав на стойкое интуитивное желание ехать медленнее, не вопрос. Просто тогда нужно внутренне принять исход: если кто-то вылетит на мою полосу я не успею отреагировать. Готов ли я это принять? Знаете, пока писал пост я сомневался, но сейчас могу вполне однозначно сказать: Нет. Я и на следующем экзамене не буду делать вещей, которые по моим ощущениям подвергают опасности меня и окружающих. Будем брать экзамен измором.
0 посетителей, 1 комментарий, 0 ссылок, за 24 часа