2014/01/09 09:03:58
Мне вчера удалось перекинутся парой слов с человеком, который значительно лучше меня разбирается в положении в Российской науке и имеет возможность следить за этим буквально каждый день. При этом он к государству США никакого отношения не имеет, а занимается организаций туристических поездок богатых русских в США, в частности посещения ими музеев и прочих культурно-злачных мест. Естественно он окончил Физтех, а потом почему-то руководил классическим балетом. Впрочем почему-то здесь совершенно ни к чему - в силу родственных связей и вообще (все это деза и дымовая завеса, но общее впечатление создает правильное).
Я вкратце напомню свою позицию по реформе РАН:

Вне всяких сомнений реформа РАН несколько созрела и даже перезрела, в принципе она должна была начаться медленно и осторожно лет 10 назад, но ее сорвал академик Месяц, который кинул Владимира Владимировича, "назначившего" его директором ФИАН и снабдившего его соответствующими полномочиями и финансовыми ресурсами. Но после того как ему пообещал еще больше денег Прохоров, он просто реформу сорвал. При этом первоочередной целью той реформы было обеспечение гос. контроля над той частью науки, в том числе и фундаментальной, которая до геополитической катастрофы была связана с ВПК. Для этого и был назначен государевым оком господин Ковальчук, но как я уже говорил Месяц и Прохоров это все сорвали.

За эти десять лет положение ухудшилось, причем сильно. Директора институтов РАН в Москве окончательно забили на науку, поскольку временное решение неотложных проблем 90-х превратилось в постоянное, а количество бесповоротно перешло в качество. Грубо говоря, все финансовые проблемы институтов решались за счет сдачи внаем помещений и торговли званиями, и никакого стимула добиваться научных результатов у администрации просто не было. А любые обещания добиться этих результатов в ближайшее время, которые обычно даются учеными когда проблема уже решена на уровне энтузиазма научных подвижников, но требует финансирование для доводки этого решения до состояния научного продукта, автоматически воспринимались как очередное разводилово. На самом деле все было еще хуже и создавшаяся система начала облагать данью ученых, добившихся финансирования, минуя институтскую администрацию. Дело доходило до того, что гранты. выделенный Администрацией Президента непосредственным исполнителям, отбирались у получателей и отдавались "правильным" аспирантам или "правильным" научным туристам для поездок на всевозможные непыльные конференции.

Ну а что происходило с публикациями в научных журналах мы все узнали из фильма, во всех подробностях расписавшего деятельность господина Шустеровича, который монополизировал перевод российских журналов на другие языки, а следовательно подмял под себя последний источник финансирования этих журналов. После этого сами понимаете, где получалось разрешение принималось решение о публикацию той или иной статьи. Ну а крупные ученые и главы научных школ, которых чудесным образом осталось не мало, пришли к выводу, что их дело обеспечивать стране престиж, добиваясь международного признания и финансирования своих работ, а государство, которое ничего не финансирует, просто не имеет право вмешиваться в этот сладостный процесс. Какой уж тут ВПК.

И тут в дело вмешалась Сколково, ВШЭ, РАНХиГС и РЭШ, которые воспринимали РАН как турецкий султан воспринимает красивую девушку, отказавшуюся от чести принадлежать к его гарему. Даром что эта троица + Сколково (которое все таки было чисто финансовой организацией и в науке никаких амбиций по сути не имело) сжирали львиную долю ассигнований на науку в России, но сам факт того, что кто-то получает научные результаты без этих ассигнований, несомненно портил рынок и являлся ярким примером того что на их языке называется демпингом, Ну а то, что все эти "академики" нагло отказываются присваивать звания героям перестройки и приватизации, по выражению госпожи Ясиной достойно как минимум харакири. Естественно, что для них реформа Академии означала ликвидацию этого демпинга, и когда Владимир Владимирович принял решение о необходимости немедленного начала реформы, они воспользовались своим монопольным положением единственного приводного ремня этой реформы и наполнили это решение своим содержанием. Вышеупомянутым.

Именно поэтому я почти с самого начала говорил, что дело не в реформе и не в тех законах, которые принимают, а в тех людях которые будут этой реформой заниматься. И что единственным разумным требованием ученых в ответ на реформу-ликвидацию РАН, может быть только требование отставки правительства Медведева, как палачей науки в России. А в более же дальней перспективе необходимо было выведение РАН из подчинения МинОброма и создание Президентского совета по науке. И в принципе Владимир Владимирович понял этот дискурс и что с его реформой сделали анонимные источники в Кремле, запрещавшие спикеру Парламента (Думы) обсуждать закон о реформе РАН, после чего, судя по всему встал именно на этот путь.
Но тут кто-то взял и расчесал Гондурас Сирию и ему стало не до РАН.

Между тем реформаторы РАН пришли к выводу, что после неизбежного, по их мнению, поражения в Сирии, Владимиру Владимировичу будет ни до чего, и просто взяли и отстранили его от власти. По-тихому. Что как минимум доказывает их связь с теми, кто расчесывал Гондурас Сирию, поскольку они явно знали заранее о силе этой чесотки (которая была явно неожиданностью для Президента Обамы, со всем его сверхмощным АНБ, разоблаченным Сноуденом), и построили на этом свой заговор.

Но! В Сирии все рассосалось и ВВП вернулся к рычагам управления Россией с дополнительным международным весом, позволившим ему гарантировать сохранность вкладов российской элиты в западных банках значительно лучше вышеупомянутых анонимов, очевидно связанных с западными банками весьма интимными, но ненадежными отношениями. Ну а после того, как эти точки над i были поставлены он вернулся к проблемам РАН уже после того как процесс ее ликвидации был запушен и куча весьма диких и опасных людей уже потирала потные ручки, глядя на РАНовскую собственность. Естественно, что так просто их уже не оттащишь от добычи и даже после того как Президентом был предложен мораторий на все манипуляции с недвижимостью, кое-кто попытался сделать вид что рекомендации Путина это просто рекомендация, им можно следовать, а можно и не следовать и начать рвать добычу в лучших традиция гиен 90-х. Очевидно, именно с этим связан пресловутый эпизод с выселением части институтов из "Золотых мозгов". Кроме того под угрозой оказалась неприкосновенность уральского и зауральских отделений РАН, которую Путин сумел отстоять еще летом.

Но где-то в середине декабря Путин собрал совещание и объяснил то, что не объяснили своим гиенам вышеупомянутые анонимы в Кремле, а именно то, что заговор провалился, все полномочия он себе вернул, а распоряжения и гарантии анонимов больше не имеют силы. И что если репрессий и массовых увольнений нет, это еще не значит, что его рекомендации можно игнорировать. А в случае чего, то хотя саботажник на государевой должности является политическим преступником, но посадят его не за саботаж и политику, а за халатность. А если попутно следствие найдет и взятки, то политики тут точно не будет, но использовать слабости судебной системы для ухода от ответственности невозможно будет в принципе.

Между тем идет напряженнейшая работа по превращении корпуса законов о ликвидации РАН в нормальные законы о нормальной реформе РАН, как это и задумывалось изначально. В том числе существует проект дополнения их новым корпусом законов, который исключит возможности для злоупотреблений, заложенные анонимами в закон о реформе РАН в процессе реализации этого проекта подобно минам замедленного действия. Причем мой собеседник без всякой улыбки утверждал, что именно мои статьи являются первоисточником решения об абсолютной приоритетности освобождения научных журналов РАН от рабства Шустеровичу и Ко, превратившим его в то звено, за которую вытаскивают всю цепь. Я ему не очень верю – у него лицо, как у профессионального игрока в покер, хрен что прочитаешь, но в принципе мне кажется, что он может знать такие вещи. Более того он говорил, что в самое ближайшее время будет объявлено о создании Президентского Совета по науке, который не случайно будет назван как-то по аналогии с комитетом 1 июля и который будет наделен чрезвычайными полномочиями для контроля за проведением этой работы в течение этого года, пока РАН защищена от ликвидатором мораторием. Но в конце этого года должен быть внедрен механизм, в том числе и юридический, который не позволит разграбить РАН под видом ее реформирования, но и не допустит возврата академической вольницы научных администраторов аля Запорожская Сеча.

С Рождеством Христовым всех Православных ученых!
0 посетителей, 32 комментария, 0 ссылок, за 24 часа