2017/05/22 10:50:50
Директор украинского еврейского комитета Эдуард Долинский робко засомневался в правдивости истории крымской татарки Саиде Арифовой, спасшей, по убеждениям некоторых украинцев, 88 еврейских детей в годы ВОВ. Режиссер Ахтем Сейтаблаев снял даже про это фильм. Но укроинцы облили Долинского продуктами своей жизнедеятельности, а режиссер заявил четко: "Ну и что, что неправда. Я художник, я так вижу".

------------------

«Я не знаю, как к этому относиться», – написал директор украинского еврейского комитета Eduard Dolinsky, усомнившись в достоверности сюжета, послужившего основой фильма «Чужая молитва», который только что вышел в украинский прокат. Фильм, напомню, рассказывает о крымской татарке Саиде Арифовой, спасшей во время войны несколько десятков еврейских детей. Что ж, я решил встретиться с режиссером картины Ахтемом Сейтаблаевым, чтобы попытаться помочь всем, кто не знает или не хочет знать «как к этому относиться».

«Это, прежде всего, художественный фильм, и мы не ставили задачу собрать документы для присвоения Саиде Арифовой звания Праведницы народов мира, – сразу подчеркнул режиссер. – Почему не удалось найти никого из спасенных ею детей? Поделюсь личной историей.

Когда оба моих деда, служившие в Красной армии, вернулись с орденами и медалями с фронта к себе домой – в Крым – их близкие уже были депортированы. Несколько лет им понадобилось, чтобы разыскать свои семьи – власть, за которую они воевали, даже не давала адресов депортированных! Почти двадцать лет Саиде Арифова прожила в условиях комендантского часа, она своих родственников не могла найти, не то, что детей, документов которых у нее не осталось… (Дело в том, что обычно спасшиеся евреи искали своих спасителей, а не наоборот - Кэ)

Я думал о том, что, возможно, стоит назвать главную героиню фильма вымышленным именем, или в преамбуле четко написать имена всех крымскотатарских женщин, официально признанных «Яд Вашем» праведницами народов мира – представить, так сказать, собирательный образ. В чем-то он и является собирательным, несколько эпизодов, отражают, например, личные истории других крымских татар, скажем, семьи Куртиевых, члены которой официально признаны праведниками народов мира.

Но, простите меня, неужели я не имею права как художник, как крымский татарин, которого зацепила эта история, попробовать рассказать эту историю так, как чувствую ее я, так, как я ее себе вижу?

Все вышесказанное не означает, что история Саиде вымышленная! Консультантом фильма выступил директор Украинского института изучения Холокоста «Ткума» д-р Игорь Щупак, к которому мы обратились именно ради того, чтобы понять – имеем ли мы право рассказывать эту историю от лица конкретного персонажа. Ни разу д-р Щупак не упрекнул авторов фильма в искажении исторической правды.

Конечно, это фильм не только о Саиде – это история о том, как важно, когда рядом с твоим ребенком окажется человек неважно какой национальности или вероисповедания, который не только подарит ребенку надежду, но и спасет ему жизнь. Это фильм о том, как сохранить в себе человека.
-------------

Сомневающегося еврея Долинского проклинают в комментах у Муждабаева здесь (ФБ)

16 посетителей, 83 комментария, 62 ссылки, за 24 часа