Вроде как общепринятым стало то, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги входят в повестку условного "телевизора" и старушек у подъезда, но не
И дело даже не в том, что негодование ростом тарифов исходит в основном от пенсионеров и других социально незащищенных групп населения. Так вышло, что в России именно эти группы - наиболее пассионарны и последовательны. У других нет ни времени, ни желания ругаться с чиновниками из-за постоянно растущих нулей в квитанциях, а бабушки вроде как привыкли и обладают суровой закалкой. И в суть проблемы вникать тоже как-то нет особого желания. Хотя ситуация одинаково паршивая для всех. Для людей, получающих регулярные "сюрпризы" тарифного роста (зачастую от местных компаний), и для тех же чиновников, которые уже не знают, как и перед кем лучше оправдаться ("это не мы, это естественные монополии!").
История очень непростая, поэтому линейных выходов из нее (к сожалению для некоторых координаторов некоторых проектов) быть не может в принципе. Вариант "народного контроля", который обсуждался сегодня на круглом столе в Госдуме, - одно из очевидных решений. Сейчас идея народного контроля активно форсится организацией по защите прав потребителей "Рабкрин", которая изначально специализировалась на соцзащите бывших военнослужащих. И предложения, в принципе, не новые: раз чиновник потерял связь с действительностью, а выпилить его - процесс трудоемкий - пусть люди сами контролируют и влияют на качество жизни. В том числе в ЖКХ.
Контроль будет более чем кстати, если капремонт многоэтажек, как заявил сегодня Путин, будет в немалой степени финансироваться жителями этих домов. Обезличенная бетонная коробка приобретает совершенно иное качество, когда ремонтируется вскладчину с минимальным участием государства. И тогда к обслуживанию жилья гражданами будут предъявляться совершенно иные требования, позиция "моя хата с краю" уйдет в прошлое.
Предложения "Рабкрина" сводятся к следующим ключевым пунктам:
- "Замораживание" тарифов ЖКХ на законодательной основе (популизм, ок);
- Разделение всего ЖКХ на жилищное и, собственно, куммунальное хозяйство (разумно);
- Передача функций по приему платежей за предоставляемые потребителю услуги от управляющих компаний напрямую ресурсно-снабжающим организациям (самый интересный пункт).
Немного инфографики:
Вы сами-то хоть раз занимались решением проблем ЖКХ в своем доме? Расскажите о впечатлениях.