2012/10/29 16:38:35
Пока я поправлялся после пищевого отравления и последовавшей за ним потери сознания, Фонд развития гражданского общества выпустил итоговый доклад, посвященный итогам региональных выборов, прошедших 14 октября. Понятное дело, что в блогах тему пусси райот, выборов в КС из 60 тыс. избирателей или, например, политические перспективы Николая Баскова обсуждать куда увлекательнее нежели формирование реальной власти в регионах, но тем не менее.

Напомню, что накануне дня голосования фонд уже публиковал предварительный доклад, в котором были сделаны прогнозы относительно результатов ряда региональных выборов. Так вот, полученные результаты совпали с прогнозами практически по всем исследуемым регионам. Да и вообще, характерно, что раньше в России ни одна аналитическая структура не делала столь масштабных публичных исследований актуальных политических тем.

Полную версию доклада можно прочитать на сайте Фонда, выжимки из него опубликованы в "Известиях" и на "Газете.ру". Для ленивых вот самое важное:
  • Итоги единого дня голосования 14 октября предопределила динамичная президентская кампания и бесспорная победа Владимира Путина 4 марта.
  • ЕР убедительно победила, подтвердив свой статус доминирующей партии. Ее кандидаты выиграли все губернаторские выборы — Олег Кожемяко в Амурской области, Евгений Савченко в Белгородской, Николай Денин в Брянской, Сергей Митин в Новгородской, Олег Ковалев в Рязанской. Ни одному из выбранных  губернаторов не понадобился второй тур. «Единоросс» Александр Ярошук избран мэром Калининграда. Во всех обновленных субъектовых парламентах и муниципальных ассамблеях региональных центров ЕР сформировала фракции большинства.
  • ЕР удалось переломить нисходящую тенденцию, в обосновании которой обычно указывалось на ее недостаточно убедительные победы или поражения в региональных центрах и других крупных городах. Эти проблемы пытались объяснять ростом протестных настроений среди городского населения, который якобы имеет необратимый характер. Прошедшие выборы опровергли данные утверждения. ЕР добилась реванша в городах.
  • Уровень явки, продемонстрированный в октябре 2012 года находится в обычных для региональных выборов границах. В среднем уровень явки составил 41,75%. Это в целом совпадает с показателям на аналогичных выборах прошлых избирательных циклов (которые не были совмещены с федеральными). Например, средняя явка по единому дню голосования в октябре 2006 года составила 35,99%, в марте 2007 года – 40,40%, а в октябре 2009 года – 40,25% (подробнее данные приведены в таблице 4).
  • Можно констатировать, что старые парламентские партии — КПРФ, ЛДПР, СР (и их кандидаты) выступили на этих выборах слабо. Они не продемонстрировали ни организованности, ни креативности, ни воли к победе. (едва ли не единственным заметным исключением был выдвиженец КПРФ на брянских выборах Вадим Потомский.) Худший средний результат на выборах в региональные парламенты показали «эсеры» — 5,24%. Если сравнивать его со средним результатом СР на прошлых региональных выборах в декабре — 17,03%, то провал очевиден — минус 11,79%.Худший средний результат на выборах в муниципальные ассамблеи региональных центров у ЛДПР — 6,85%, т.е. минус 2% относительно ее среднего результата на аналогичных выборах в марте с.г. — 8,85%.

    Применительно к «эсерам» нельзя не обратить внимание на конфликты внутри думской фракции СР и скандалы вокруг некоторых ее лидеров и «лиц», дискредитировавших партию. СР также явно навредило увлечение ряда их активистов псевдополитической деятельностью, самопиаром на площадках непримиримой оппозиции («болотной»). Это отталкивает как избирателей, так и спонсоров.

    Для наглядности мы свели данные о «потерях» старых парламентских партий в таблицу:

    Таблица 1. Отрицательная динамика средних результатов старых парламентских партий на выборах в региональные парламенты и муниципальные ассамблеи региональных центров в 2011-2012 гг.



    Региональные парламентыМуниципальныеассамблеирегиональных центров
    КПРФ- 7,38 %- 6,29 %
    ЛДПР- 9,86 %- 2,0 %
    СР11,79 %- 0,8 %
  • Что касается старых непарламентских и новых партий, то успешными можно признать лишь результаты «Патриотов России» в Северной Осетии — 26,57% и РПР-ПАРНАС в Барнауле — 5,44%Относительно удачными оказались и дебюты «Зеленых», КПСС и «Коммунистов России». «Зеленые» едва не преодолели 5-процентный барьер в Ярославле — у них 4,79%. В Краснодарском крае КПСС и «Коммунисты России» вместе «отъели» у КПРФ 4,86%. На Сахалине одна КПСС («Коммунисты России» там не участвовали) «взяла» — 3,04%.
  • В отдельных случаях результаты новых партий превысили или вплотную приблизились к результатам старых. Так, в Пензенской области СР набрала 2,87%, а «Коммунисты России» — 2,69%. В Черкесске ЛДПР взяла всего 1,32% голосов, в то время как «Зеленые» — 1,67%, а «Коммунисты России» 1,66%. В Ярославле у «Зеленых», как было сказано, 4,79%, при том что у ЛДПР только 3,73%.

    Таким образом очевидно, что наш прогноз относительно неизбежного перераспределения между партийными «лигами» (старые парламентские партии — «высшая лига», старые непарламентские — «первая лига», соответственно, новые — «вторая лига») находит подтверждение. Но, несомненно, этот процесс будет небыстрым и нелинейным и займет ни один не один электоральный цикл, но старт ему дан.

  • На выборах октября 2012 года не было зафиксировано никакого повышения уровня протестности, напротив, следует констатировать его явное снижение. Интерес же непримиримой оппозиции («болотной») к выборам оказался сильно ниже, чем ожидалось. Большинство ее лидеров и «лиц», как федеральных, так и региональных, предпочли выборам их нишевую имитацию — «выборы в координационный совет». В действительности же они оказались не готовы к серьезной электоральной борьбе. Ни организационно, ни политически. Даже в городах, где якобы неуклонно росла протестность.
  • Для действующих губернаторов наиболее коротким путем к победе оказалась конверсия выборов в фактические «референдумы о доверии», когда все значимые политические силы и общественные группы объединяются вокруг руководителя региона и его программы. «Референдумные» сценарии были реализованы в Амурской и Белгородской областях. Можно предположить, что на последующих выборах губернаторы, имеющие высокий рейтинг, будут стремиться реализовать именно этот сценарий.
  • Эффективными инструментами консолидации и мобилизации электората стали предварительные квазиэлекторальные процедуры, создающие интерактивный эффект. Очень показательным примером был «Гражданский Референдум», проведенный ЕР во Владивостоке. Мы уверены, что в дальнейшем эти технологии возьмут на вооружение другие партии.


ПРОГНОЗЫ на электоральные циклы 2013-2014

По поводу выборов 2013-2014 гг. предварительно мы можем сказать следующее:

КПРФ и ЛДПР, постепенно теряя избирателей под натиском новых партий (особенно это актуально для коммунистов), тем не менее в целом сохранят свои позиции. У СР ситуация хуже, и даже нельзя исключать, что уже в перспективе она распадется (ее думская фракция уже раскололась).

Для того чтобы добиваться успеха на выборах новые партии должны формулировать новые электоральные предложения — выдвигая актуальные лозунги и инициативы, составляя и презентуя программы и пр. Тех, кто не сможет этого сделать ждет довольно скромное будущее подрядчиков-спойлеров. У тех, кто преуспеет с новыми электоральными предложениями со временем появятся собственные группы поддержки, что отразится как на явке (повысится) и результатах выборов.

Другой вариант для «новичков» — позиционирование себя в качестве «перспективной» («честной», «вменяемой») альтернативы старым партиям и «присвоение» их электоральных предложений. Этот путь уже избрали КПСС и «Коммунисты России» (относительно КПРФ).

У губернаторов, желающих избраться, будет много проблем с конкурентами, в том числе с «варягами». За предстоящий год (два года) они способны подготовить для себя электоральные плацдармы (а есть и такие претенденты, которым готовить ничего не нужно). Вопрос в том, насколько в каждом конкретном случае губернатор будет осознавать масштаб угрозы и насколько эффективно он сможет с нею бороться. На этих выборах мы видели разные варианты.

Соискателям губернаторских постов со своей стороны следует понимать, что действующий губернатор, реально озаботившийся собственными выборами, постарается воспользоваться этим годом (двумя годами) для максимального укрепления своих позиций, включая форматирование политического ландшафта для реализации «референдумного» сценария.

ОТРАЖЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В РУНЕТЕ:

1. Общий рост активности пользователей интернета, о чем свидетельствуют данные посещаемости региональных сайтов общественно-политической тематики и форумов;

Название ресурсаКол-во посетителей за прошедший месяцРост посещаемости по сравнению с месяцем ранее
ИА "Амур.инфо"87,096+7,366
ИА Порт Амур54,205+6,166
Бел.Ру - Белгород он-лайн53,382+1,646
Tverigrad.ru33,548+11,071
ИА СаратовИнформ27,525+9,010
ИА Sakhalife18,216+4,693
Ярновости18,030+1,911

2. Доминирование в интернет-пространстве оппозиционных к "Единой России" политических сил;

Находит свое проявление как в создании и успешном функционировании новостных и аналитических интернет-порталов, так и в занятии более современных информационных ниш (Youtube и Facebook).Так, например, тверской ресурс http://y-tver.com/ (Портал свободных авторов Тверской области) отличает целенаправленная поддержка кандидатов от "Справедливой России". 
Те кандидаты, которые обладают более широкой финансовой базой, выходят на уровень СМИ федерального масштаба - так, например, весьма тенденциозно освещается деятельность кандидата в губернаторы Брянской области В.Потомского на ресурсе "Росбалт".

3. Прямая зависимость между уровнем выборов и вовлеченностью в онлайн-работу со стороны политиков;

Выборы муниципального уровня обеспечивают более тесный контакт между избирателем и кандидатом на должность - это проявляется как в "уличной" агитации, так и в сетевой. Например, на главных ярославских и удмуртских форумах кандидатами в горсовет и Госсовет соответственно были созданы персональные темы, в которых кандидаты отвечали на вопросы потенциальных избирателей.
Исключением из правил можно признать и.о. губернатора Новгород-ской области С.Митина, который (или от лица которого) ведет персональную страницу на Facebook, а количество подписчиков на его аккаунт в Twitter превышает 15 тысяч человек. В целом же превалируют традиционные методы ведения агитации;
Несмотря на то, что серия региональных выборных кампаний способствовала росту интереса к решению политических вопросов в интернете, "оффлайновый" (баннеры, раздача агитационного материала на улицах, публикации в печатных изданиях и т.д.) способ агитации по-прежнему является основным.

4. Активное задействование в рамках избирательной кампании сугубо региональных интернет-платформ, в частности местных форумов.

Практически в половине рассматриваемых регионов основная активность как со стороны избирателей, так и со стороны участников выборов, концентрировалась как раз на форумах - там создавали темы и кандидаты на муниципальных выборах, и выкладывался компромат на кандидатов в губернаторы. Отчасти это объясняется тем, что некоторые владельцы форумов являются значимыми на региональном уровне медийными фигурами и используют площадки в своих интересах, политических или коммерческих.

5. Пассивное использование интернет-ресурсов в агитационных целях со стороны представителей официальной власти и особенно политиков старше 50 лет.

Следует отметить, что пассивность в этом сегменте предвыборной борьбы могут проявлять и представители оппозиционных партий. Так кандидат в мэры Калининграда от Ю.Галанин заявил: "Нам вот, кроме Ярошука, никому не дают нигде выступить. Правда, вот только через интернет могут. Но дело в том, что мои соратники мне советуют не читать интернет. Я так, иногда заглядываю". Вместе с тем это не мешает Галанину вести блог на одном из главных информационных калининградских порталов.

6. Использование социальных сетей для мобилизации сторонников.

Социальная сеть "Вконтакте" регулярно используется как площадка для сбора активистов на различные акции - уличные в поддержку своего кандидата, против оппонентов, а также для координации наблюдателей за подсчетом голосов.

7. Отсутствие зависимости между интенсивностью использования интернет-технологий и партийной принадлежностью кандидатов.

Время, когда КПРФ ассоциировалась исключительно с возрастными "закостенелыми" кадрами, а демократические партии представляли собой априори передовой элемент, ушло в прошлое. Постепенное обновление социального и профессионального статуса партий повлекло за собой и изменение применяемых технологий. Кроме того, практически все партии признали важность постоянного присутствия в Сети. Подтверждением этому служит тот факт, что самой агрессивной стала кампания представителя КПРФ В.Потомского, в то время как оппозиционные силы, в частности РПР-Парнас, проявили себя в этом отношении относительно слабо.
Отдельно стоит затронуть тему того, как сам день голосования освещался в интернете. На основе анализа блогосферы и социальных сетей 14 октября можно сделать вывод о том, что эти площадки практически полностью используются в качестве инструментов предвыборной борьбы. На них либо шла открытая агитация в пользу отдельных кандидатов или партий, либо размещались свидетельства (в видео, фото и текстовом форматах) о нарушениях в ходе голосования. Причем зачастую эти факты носили как минимум спорный характер.
Несмотря на это нельзя не отметить возросшую гражданскую активность населения, которое все активнее включается в процесс наблюдения на выборами - и во многом это происходит благодаря освоению социальных сетей. Помимо известных общефедеральных проектов и аккаунтов, агрегировавших соответствующую информацию, были созданы специализированные региональные ресурсы (начиная от сайтов - например, барнаульского Dekabrist.info и заканчивая Twiiter-аккаунтами типа брянского YA_nabludatel).

РегионФорумы, комментарииЖивой ЖурналTwitterFacebookВконтактеВидеоСумма
Брянская область54125522
Рязанская область43224217
Новгородская область55322219
Белгородская область33112111
Амурская область42211212
Республика Удмуртия32111412
Краснодарский край33213315
Саратовская область34224217
Владивосток35352119
Тверь34422116
Ярославль53325220
Калининград24133417

• "низкая" активность - 5-15 баллов
• "средняя" активность - 15-20 баллов
• "высокая" активность - 20-25 баллов

Система подсчета: выставляемая оценка учитывает активность как непосредственных участников выборов, так и наблюдающих за предвыборной кампанией граждан с активной политической позицией.

По итогам расчета индекса активности, единственным регионом с высоким показателем стала Брянская область, что отчасти объясняется динамично проведенной интернет-кампанией со стороны кандидата от КПРФ В.Потомского. Кроме того, на протяжении всей кампании поддерживался высокий уровень обсуждения политических тем в региональном сегменте социальных сетей.

Максимально приблизился к высокой активности Владивосток и Ярославль. Единственной причиной того, что рубеж высокой активности не был преодолен, можно назвать объективную усталость местного населения - скорее всего, выборы мэра города в следующем году выявят большую пассионарность как среди пользователей интернета, так и среди самих политиков. Второе осталось за Ярославлем. Традиционно активно голосующий (причем, протестно) регион уже в ходе четвертой избирательной кампании в течение года (выборы в Государственную Думу, Президента РФ, мэра Ярославля и теперь в городской совет) обладает не только количественным, но еще и качественным ресурсом для продвижения вперед. Залогом этого является сильная заинтересованность в обсуждении внутриполитических процессов со стороны граждан и использование раз-личных интернет-платформ представителями власти.
580 посетителей, 23 комментария, 0 ссылок, за 24 часа