2012/09/06 19:37:36
СУ-122-54 разработана на базе среднего танка Т-54/55 в 1948—1951 годах. Предназначалась прежде всего на роль штурмового орудия, однако порой в литературе классифицируется как истребитель танков. Было запланировано крупномасштабное производство СУ-122, но с 1957 года её выпуск был прекращён, в связи с переориентацией военной промышленности на создание ракетного оружия. Точное количество выпущенных СУ-122 неизвестно, но судя по количеству выпущенных для них орудий Д-49, всего в 1955—1956 годах было произведено не более 95 САУ этого типа. СУ-122 использовались Советской армией вплоть до второй половины 1960-х годов, когда они были сняты с вооружения и частью переоборудованы в тягачи и машины технической помощи.

СУ-122-54

В 1947 году был прекращён выпуск самоходный артиллерийских установок СУ-100. 22 июня 1948 года постановлением Совета министров СССР КБ Омского завода №174 была поручена разработка проекта САУ со 122-мм пушкой Д-25 на базе среднего танка Т-54. Руководителем работ был Бушнев И.С. По графику проект машины должен был быть готов в июле 1948 года, однако на рассмотрение в Министерство транспортного машиностроения проект САУ и её макет в натуральную величину были предоставлены только в декабре. Задержка возникла из-за несвоевременного получения чертежей пушки от Завода №9. В июле 1949 года, после устранения замечаний, проект с макетом были повторно направлены на рассмотрение специальной комиссии. В августе 1949 года проект был утверждён, после чего КБ Завода №175 приступило к выпуску документации САУ для изготовления опытного образца, однако работы были приостановлены из-за изменений конструкции танка Т-54.

СУ-122-54

По указанию Совета министров СССР работы по СУ-122-54 были переданы на завод №183 в Нижнем Тагиле. 15 октября 1949 года постановлением Совета Министров СССР №4742-1832с было утверждено тактико-техническое задание на «Объект 600». В конструкторском бюро Завода № 183 было принято решение об изменении общей компоновки машины, что затянуло сроки выполнения проекта. Однако в мае 1950 года работа была возвращена в ОКБ-174. В декабре 1950 года был изготовлен первый опытный образец, который до конца года прошёл заводские испытания. В июне-июле 1951 года прошли предварительные испытания машины, а в начале августа СУ-122-54 была направлена на государственные испытания. В ходе испытаний были выявлены недостатки в работе пулемётов КПВТ, дозатора продувки канала ствола, повышенные усилия на маховиках наведения, а также недостаточная кучность стрельбы. Однако государственные испытания машины были зачтены и Завод №174 приступил к этапу отработки конструкторской документации и организации серийного производства машины, все работы были завершены до 1 января 1952 года.

СУ-122-54

В первом квартале 1952 года был изготовлен второй опытный образец, который в июне-июле того же года прошёл приёмо-сдаточные испытания. По результатам испытаний в конструкцию самоходной установки были внесены необходимые изменения. Однако серийное производство было остановлено из-за отсутствия пушек Д-49. 15 марта 1954 года постановлением СМ СССР №438-194 СУ-122-54 была принята на вооружение Советской Армии, но в серийное производство поступила только в 1955 году. Серийное производство велось небольшими партиями. Общее количество выпущенных машин составило около 100 единиц. Во время ремонта после 1958 года на СУ-122-54 устанавливались радиостанции Р-113, а часть самоходок была переоборудована в тягачи. Корпус полностью закрыт и сварен из броневых катаных плит. Боевое отделение было совмещено с отделением управления. В передней части корпуса находилась боевая рубка, в которой размещалась пушка. Во вращающейся башенке, расположенной справа на крыше рубки, устанавливался дальномер. Основным вооружением являлась пушка Д-49 (52-ПС-471Д). Дополнительным вооружением являлись два пулемёта КПВТ. Один с пневматической системой перезарядки спарен с пушкой, другой — зенитный. Боекомплект составлял 600 патронов.

СУ-122-54

Классификация - штурмовое орудие / истребитель танков
Боевая масса, т 36..36,36
Компоновочная схема - моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое и управления в рубке спереди
Экипаж, чел. 5

Размеры

Длина корпуса, мм 6000
Длина с пушкой вперёд, мм 9970
Ширина корпуса, мм 3270
Высота, мм 2560 и 2060 по крышу рубки
База, мм 3840
Колея, мм 2640
Клиренс, мм 425..440

Бронирование

Тип брони - стальная катаная и литая гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 100
Лоб корпуса (низ), мм/град. 80 / 55°
Борт корпуса, мм/град. 85 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 45
Корма корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°
Корма корпуса (середина), мм/град. 45 / 17°
Корма корпуса (низ), мм/град. 30 / 70°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Лоб рубки, мм/град. 100 / 51°
Борт рубки, мм/град. 80 / 26°
Корма рубки, мм/град. 30 / 20°
Крыша рубки, мм/град. 20

Вооружение

Калибр и марка пушки 122-мм Д-49
Тип пушки - нарезная пушка
Длина ствола, калибров 48,7
Боекомплект пушки 35
Углы ВН, град. −4..+16
Углы ГН, град. -8..+8
Дальность стрельбы, км до 13,4
Прицелы ТШ2-24, С-71-24, ВК-4
Пулемёты 2 × 14,5-мм КПВТ

Подвижность

Тип двигателя - В-54
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 48
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20..25
Запас хода по шоссе, км 360..400
Запас хода по пересечённой местности, км 240..260
Удельная мощность, л. с./т 14,3..14,45
Тип подвески - индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,81
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,73
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,4
1600 посетителей, 0 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа