Друзья, предлагаю вам почитать совсем небольшие воспоминания, буквально памятную зарисовку моей мамы о выдающихся советских фигуристах - Олеге Протопопове и Станиславе Жуке, с которыми она встречалась в конце 40-х и начале 50-х годов прошлого века на катке во Дворце пионеров, а также посмотреть уникальную фотографию, нигде не публиковавшуюся ранее. Юношу справа интересующиеся историей фигурного катания на коньках должны узнать сразу!
Текст мамы:
Два юных спортсмена на старой любительской фотографии - это мои товарищи по школе фигурного катания на коньках Ленинградского дворца пионеров. Слева - Генрих Аврутин, справа - Олег Груздев. На обороте фотографии надпись:
"Верочке на память от юных чемпионов. (от Геры) 8/III 50 Ленинград."
Гера правильно подчеркнул, что фото подарено от него, так как с Олегом мы не были особенно дружны. Он всегда держался особняком от остальных ребят. Оба мальчика одеты, что называется, не по форме. В те годы постоянной нехватки всего спортсмены одевались кто во что горазд. Да и со спортинвентарем были проблемы. Помню, мне пришлось продать богато иллюстрированное старинное издание сочинений М. Ю. Лермонтова, чтобы купить коньки для фигурного катания.
А что в руке у Олега на снимке?
А это самодельные чехлы для коньков - разрезанные резиновые шланги.
Знакомый моей мамы смастерил мне деревянные чехлы, и меня долго называли "девочкой с деревянными чехлами".
Но никакие бытовые трудности не могли охладить энтузиазма юных фигуристов. Мы готовы были тренироваться с утра до вечера. Но тренировки начинались лишь после окончания школьных занятий. И уж тогда-то мы спешили во Дворец. Я, например, все устные школьные задания делала во время поездок на трамвае №3, проезжая от Большого проспекта Петроградской стороны до Невского проспекта. И так почти каждый день. Сама не понимаю, как удалось получить аттестат зрелости без единой тройки.
Нашим тренером была Нина Васильевна Лепнинская, ученица первого российского олимпийского чемпиона Панина Н.А., он часто посещал наши занятия на катке во Дворце, давал советы, делал замечания.
Каток заливался в дворцовом саду вокруг большой мраморной вазы, а в межсезонье мы разучивали элементы фигурного катания и хореографии в одном из павильонов Росси.
И в спортивном зале, и на катке всегда первенствовал Олег Груздев. Его мама была балериной и смогла привить ему навыки балетного танцовщика. Его скольжения по спирали, вращения и прыжки были исполнены силы и грации. Не забыть, как в павильоне России он выходил в примыкавшую к залу комнату, там разбегался и под звуки фортепиано взлетал в зал, зависая в прыжке "олень" (одна нога согнута в колене, а другая вытянут назад). Как это ему удавалось?
Много лет спустя я прочитала, как объяснял успех своих прыжков знаменитый Вацлав Нижинский. Он говорил примерно так: "Надо просто подпрыгнуть и немного задержаться в воздухе". И я снова вспомнила прыжок "олень" в исполнении Олега. Надо сказать, что он был фанатично предан своему виду спорта и не представлял себе жизни вне его. Всех остальных фигуристов Дворца он полушутливо-полунасмешливо именовал "любителями". А мы оголтелых спортсменов называли "мыслителями нижних конечностей".
Искусственного льда тогда не было. И мы старались максимально использовать замерзающие площадки. Так, первыми замерзали пруды, в частности в ЦПКиО. С риском провалиться сквозь неокрепший лед, мы вычерчивали фигуры "школы", делали вращения, а на прыжки, однако, не отваживались. Это в конце осени - начале зимы.
А весной в школьные каникулы с первыми утренними трамваями со всех концов города съезжались на стадион Динамо, где катались на сохранившихся участках ледяного поля, которые к полудню превращались в лужицы. Не только "дворцовые" фигуристы так поступали, помню, на велосипеде по весеннему городу на Динамо приезжал Игорь Москвин, будущий известный фигурист и тренер.
В первые послевоенные годы спортивная одержимость доходила до смешного: зимой при температуре воздуха - 25С и ниже занятия в младших классах школ не проводились. Об этом каждый раз утром объявлялось по радио. Услышав такое объявление, ребята позволяли себе еще немножко подремать, а затем - коньки под мышку и на каток!
Во время занятий во Дворце случались и различные казусы: приходилось удалять с катка "пришлых" конькобежцев, которые мешали нам тренироваться. Особенно досаждал шпанистый Стаська Жук, маленький, верткий, с вечной цигаркой у рта, он безжалостно корежил своими хоккейными коньками старательно нарисованные нами "школьные" фигуры.
Однажды стараясь не допустить Стаську на лед, Олег Груздев не только отталкивал его руками, но и ударил коньками, которые в тот момент держал в руках. Кажется, Жук больше во дворце не появлялся.
Кто знает, может быть, полученная этим подростком обида побудила его тоже заняться фигурным катанием на коньках. И превзойти обидчика.
Взглянув на представленную здесь фотографии какой-нибудь любитель фигурного катания отметит, как похож Олег Груздев на двукратного олимпийского чемпиона Олега Протопопова. Действительно, похож... сам на себя. Ибо Олег Груздев, став взрослым, сменил фамилию (может быть, для этого были какие-то семейные причины). Для "дворцовых" же фигуристов он так и остался Олежкой Груздевым.
Мы радовались его успехам, огорчались, когда его выступления в паре с Людмилой Белоусовой были не столь удачными как ожидалось. Ему и в юности не удавались многооборотные прыжки. Может быть, это связано с тем, что Нина Васильевна Лепнинская, сама хорошая финуристка, не стала, как это часто случается, выдающимся тренером.
В частности досадные срывы прыжков не позволили Олегу в паре с Людмилой Белоусовой стать олимпийским чемпионом в третий раз.
А Станислав Жук был в паре с Ниной Бакушевой (впоследствии - Жук) четырехкратным чемпионом СССР, постоянно опережая пару Протопопов-Белоусова. Жуки были также и трехкратными серебряными призерами чемпионатов Европы.
В начале 60-х годов, когда Протопопов с партнершей штурмовали спортивные пьедесталы Европы и мира, Жук уже перешел на тренерскую работу в ЦСКА, где в течение последующих 20 лет добивался выдающихся результатов. Его воспитанники во всех видах фигурного катания завоевали на чемпионатах Европы и мира, а также на Олимпийских играх 67 золотых, 34 серебряных и 35 бронзовых медалей.
Удостоенный многих наград Родины, Станислав Алексеевич Жук скончался 1 ноября 1998 года, а через 10 лет после его смерти 19 ноября 2008 года в Москве на Аллее Славы ЦСКА ему был торжественно открыт бронзовый бюст.
А Олег Алексеевич Протопопов вместе с супругой живы и поныне. Они обосновались в Швейцарии. Их звездное время 1964 - 1968 годы ознаменовалось не только личными победами на соревнованиях различного уровня, в том числе золотом на Олимпиадах 1964 года и 1968 года, но и тем, что они привнесли много оригинальных и интересных элементов в фигурное катание. Остается только сожалеть, что их имена почти не упоминаются, когда созданные ими элементы исполняют другие фигуристы.
Вот и весь мамин рассказ.
Эту фотографию впоследствии дважды олимпийского чемпиона Олега Протопопова , снятую 63 года назад и пробудившую воспоминания о занятиях фигурным катанием в Ленинградском дворце пионеров, мама нашла в своем архиве, когда пыталась разобрать его в очередной раз. И написала этот текст, а я решила поделиться им в интернете, который мы с мамой очень уважаем.