2012/09/18 14:04:59
Оригинал взят у iceaxe в О "слитом" протесте
Ошибка радикалов типа Лимонова или Бабченко заключается в том, что они переоценивают состояние общества и состояние власти. Им кажется, что стоит "только начать", как "всё и случится". 

Признаюсь, ещё полгода назад и я был таким же. И мне тогда так казалось. И я абсолютно справедливо 10 декабря считал, что нельзя уходить с пл. Революции на Болотную. И что весной надо вставать на "майдан". Я ошибался.

Ещё полтора года назад (весной 2011) я предлагал объявить бессрочную акцию протеста. Выбрать площадь, объявить её заранее, и сказать, что ежедневно мы будем собираться на этой площади, пока Путин В.В. не покинет свой пост. Понятно, что площадь будет перекрыта ОМОНом. Понятно, что всех будут забирать. Ну и что? Три часа сидишь в ОВД, потом тебя выпускаю и ты идёшь обратно на площадь. На ночь, впрочем, акцию можно сворачивать и разъезжаться по домам - есть, переодеваться и спать. А с утра - обратно на ту самую площадь.


Смысл моей затеи заключался в следующем. У меня была теория, что о наших акциях ("Стратегия-31", митинги "Комитета пяти требований", "День гнева") мало кто знает. Так, в принципе, народ тоже во многом против Путина, но о том, что где-то проходят какие-то акции протеста никто не знает. А вот если бы узнали, то обязательно б вышли. Думал я.

Кстати, "Стратегия-31" в этом смысле и была направлена на то, чтобы её раскрутить безо всякой рекламы - самопиаром.

В общем, по моей задумке выходило следующее: мы начинаем где-то в центре Москвы движуху (которую власть естественно подавляет); держимся, продолжаем, никуда не уходим, разгоняют - возвращаемся; это попадает в новости, начинает обсуждаться; и через дней пять-восемь слухи о том, что в центре что-то такое происходит доходят до самых окраин Москвы. И вот тогда-то народ и начинает подтягиваться. Главное - продержаться первую неделю. Т.е. сначала по-идее нас должно было быть человек 300, потом сократиться до 100, потом резко вырасти до 500-1000. И после 1000 пойти по экспоненте. 2000, 3000, 5000, 10000, 15000 и т.д.

Народ бы, естественно, подтягивался не сам по себе, на на фоне ежедневных новостей о жестких разгонах. Понятно, что согласование на такую бессрочную акцию мэрия не выдала б никогда. (Успех "Стратегии-31" был вызван её разгонами.)

После первых митингов декабря-февраля и реакции власти (не первой, но второй-третьей, когда она оклемалась) очевидным ответом было: протест надо радикализировать. Например, выходить несанкционированно куда мы хотим, а не мэрия нас посылает. Разбивать палатки и вставать на "майдан". В начале весны (когда власти проигнорировали требования 100-тысячной толпы в пятый раз) это казалось очевидным.

И вот весной мы этого дождались.

Всё случилось как бы спонтанно. Власти настолько обосрались маленькой группки "За честную власть", которая 6 мая захотела пойти на Манежку и разбить там палаточный лагерь, что с 12:00 до 19:00 закрыли 12 (двенадцать) станций метро, пригнали в город пару дивизий, одну из которых выставили на пути следования основной колонны "Марша миллионов" (1). Вместо согласованной всей Болотной площади дали только набережную, а оба моста на Кремль перекрыли тяжёлой техникой.

Когда митингующие скопились на пути своего следования, уперевшись в цепочку военнослужащих, началась давка, произошёл "прорыв", за которым последовал разгон.

Естественно, это никто не планировал, это произошло случайно. Но! Вот что в итоге получилось:

1) мы узнали, что толпу в 70 тыс. человек ОМОН разогнать может. С трудом, но может.

Из всех 70 тыс. сопротивление полиции оказало от силы 3-4 тысячи человек. Остальные либо ушли домой, либо стояли в стороне и просто смотрели.

2) этот абсолютно несправедливый разгон мирной демонстрации государственная пропаганда сумела представить в виде "спровоцированных хулиганами беспорядков".

А самое главное, не извиниться за этот разгон. И не пообещать, что впредь она столько милиции и внутренних войск на акции оппозиции пригонять не будет. А вовсе даже  наоборот! В тот же день возбудила уголовное дело о "массовых беспорядках", по которому признала потерпевшими то ли 30, то ли 50 омоновцев. Что в общем-то нонсенс. Ибо омоновцы получили травмы на производстве, связанные с их профессиональной деятельность. И то, травмы там получили, насколько я понимаю, три человека. Остальные отделались лёгким испугом.

Тем не менее, уголовное дело, по которому одних только свидетелей допрошено более 2000, занимает не одну тыщу томов. А в СИЗО сидит 13 человек, у которых даже состава преступления нет (их действия никак не могут быть расценены по 212 и 318 статье, извините).

Ещё один урок нам припадал "Оккупай".

Это как раз и есть то самый "майдан", о котором писал Аркадий Бабченко. Смысл его в том, что вот мы тут сидим и никуда не уйдём, пока власти не выполнят наши требования.

Госпропоганда и тут подсуетилась. "Оккупаи" были представлены как немногочисленные тусовки каких-то фриков, которые к тому же не умеют ничего организовывать.

И если по-идее к "Оккупаю" ежедневно должно было прибавляться всё больше и больше народу, случилось всё ровно наоборот. Народ потихоньку рассасывался.

Какие выводы лично я сделал из попытки революции 2011-2012 года?

Что народ не готов к революции. Он по-прежнему сомневается, думает, ничего не понимает. Верит телевизору (о боже, как меня задолбало развенчивать телевизионные штампы среди моих знакомых, вы не представляете). Не верит лидерам оппозиции. Повторяет за пропогандонами всякую чушь. И не хочет обсуждать вопросы по существу.

В общем, для революции нужен общественный консенсус хотябы по какому-нибудь вопросу. Например, что хорошо бы хоть раз провести выборы в парламент и президента честно, а не так как они обычно проходят. Или: хорошо бы отправить в отставку Путина, а то чё-то он засиделся. Или: хорошо бы уйти от модели президентской республики в сторону республики парламентской, а то задолбали всякие Путины и Ельцины всё в одиночку решать.

Вот когда в обществе эти вопросы ВООБЩЕ НЕ БУДУТ подвергаться сомнению НИ У КОГО, вот тогда и начнётся "майдан".

60 посетителей, 6 комментариев, 2 ссылки, за 24 часа