2017/01/19 20:02:00
Я хочу написать на непростую тему. В третьей серии четвертого сезона есть две сцены, которые, как мне кажется, наилучшим образом раскрывают центральных персонажей и дают ответы на вопросы, почему они ведут себя именно так, как мы видели на протяжении нескольких сезонов - напрмер, в первом и во втором, где многие заметили, к примеру, неоднозначность реакции Джона на действия Шерлока или проявившуюся тогда жестокость этого человека, которого в фандоме традиционно считали добрым и полным любви, моральным компасом Шерлока. Ну, и о Майкрофте, который также раскрылся с другой стороны.

Итак, что мы имеем. Три человека в закрытой комнате получают задание убить охранника тюрьмы, если они хотят, чтобы Эвр оставила в живых его жену. Выбор невозможный, но его приходится делать. Вторая ситуация: те же три человека, и один из них должен решить, кого из двух других он убьет.

Это лучшее, что я видела в этом сериале про Шерлока и Джона не как друзей, а как отдельных персонажей. В первой сценепосле того, как Майкрофт категорически отказывается участвовать в убийстве, Шерлок передает пистолет Джону, и тот, сходя с ума от ужаса, берет его и поворачивается к охраннику. И здесь, в критической ситуации, когда нужно взять ответственность на себя, мы видим настоящего Джона Ватсона. Мартин Фримен - гений. Он потрясающе сыграл всю гамму чувств, охвативших Джона, и его неумение с ними справиться. Он знает, что он должен сделать. Он знает, что у него мало времени. Он знает, что чем больше он медлит, тем страшнее человеку перед ним. И он жалеет себя. Он суетится, переступает с ноги на ногу, начинает уговаривать охранника и говорить ему какие-то нелепые добрые слова, спрашивает, не хочет ли он помолиться, и все это - не для охранника, а для Джона Ватсона. Здесь были люди, которые спрашивали, почему Джон ставит его на колени - ведь так поступают исламские террористы. Мне кажется, что, во-первых, таким образом режиссер и авторы хотели подчеркнуть, что то, что делает Эвр - это террор, а, во-вторых, у охранника от страха дрожат ноги, и у Джона нет другого способа его успокоить. И в конце он не может выстрелить, и охранник делает это сам.

А теперь давайте посмотрим в аналогичной ситуации на Шерлока. Он получает от Эвр задание выбрать, кого из двоих находящихся с ним в комнате он убьет - Майкрофта или Джона. Он начинает перепалку с Майкрофтом, который провоцирует его выстрелить, чтобы Шерлоку не пришлось выбирать Джона. Майкрофт хочет, чтобы Шерлок не просто выбрал его, а выбрал сразу, не мучаясь выбором. И Шерлок это понимает. А потом мы видим сцену, которая в точности повторяет сцену с охранником, и видим, как Шерлок, в этот момент принявший решение выстрелить в Майкрофта, ведет себя с ним. Он уже видел, как Майкрофт отреагировал на самоубийство охранника, он видит, что его брат боится, и он ведет с ним разговор на равных. "- Не в лицо, пожалуйста, я завещал свой мозг Королевскому обществу" - "Шерлок, я боюсь". "Куда ты хочешь?" "Я знаю. Поверь мне, сейчас я главный, тебе ничего не нужно делать". "Где-то у меня в груди должно быть сердце, возможно, не такое большое, чтобы быть мишенью, но в него можно попробовать попасть". "Спасибо". А потом Шерлок смотрит на него внимательно, не отрываясь, и его глаза улыбаются. "Отдай мне свой страх. Он тебе не понадобится". Еще несколько секунд проходит, прежде чем выясняется, что Эвр говорила с Мориарти, и Шерлок сломает ее игру. Но сейчас их только двое. И мы видим Шерлока таким, какой он есть. Человеком, которому можно доверить самого себя. Человеком, который знает, кто он такой, и знает, что означает быть человеком. Не на словах, а здесь, в ситуации, в которой быть человеком почти невозможно. Мне кажется, больше вопросов по поводу того, кто здесь есть кто, не должно быть.

Это один из лучших эпизодов "Шерлока".
84 посетителя, 27 комментариев, 92 ссылки, за 24 часа