2017/03/27 22:10:50
…по каллиграфии. По русской каллиграфии, по одному из видов этого письма – русской вязи. Мне, наверное, не случайно пришел в голову именно этот заголовок, это я так заранее сама себя извинила за те мои беспомощные линии, что придется вам показать.



Вообще, думала, что буду смеяться над собой при рассказе, как смеялась там, на занятии, но если честно, то по размышлении стало просто грустно: что ж тут смешного, когда рука отказывается делать самые простые движения, когда совершенно не можешь поймать то усилие нажима на перо, которое даст именно линию, а не кляксу или худосочную царапину. Понятно, что одно занятие – чистая проба пера в буквальном смысле слова, не зря же правило таково, что 80% настоящего каллиграфа – практика. Понятно и то, что никто не ждал от себя шедевра, но…

2.

3.

4.


Выше - результат моего письма широкой кистью. Правда, оказалось, что широкая кисть была еще цветочком, ягодкой для меня стало именно перо.
5.


Когда в процессе трудов праведных я услышала от ведущей мастер-класс Виктории Осмёркиной историю о молодом человеке, упавшем в обморок прямо с пером в руке, поняла вдруг, что могла стать следующей героиней такого рассказа. Верите, нет, но я практически перестала дышать, когда вошла во вкус, когда перестала завистливо поглядывать на молодых ребят, кому, как мне казалось, все это дело давалось легче. Когда мне вдруг стало безразлично, успеваю я за ними или нет, ведь это не соревнование на красоту и скорость, это – мое. Личное. Это что-то такое, что роднит меня с моей землей, многовековой историей, с родом, корней которого мне уже никогда не узнать. Не узнать корней, но вот это – наше общее, как ниточка из прошлого ко мне.
Думаете, пафос и внушенный патриотизм взыграли? Да нет, просто я – и вдруг старославянская вязь. Удивительно, странно, на самом деле чувствуешь что-то такое…
6.

7.


Линии, буквы, лигатуры, слова, увязанные в компактные ядра. Мгновение, когда непонимающе смотришь на бессмысленный вроде бы узор, и вдруг выстреливает способность прочитать! Как это? Ведь не знаешь ни языка этого, ни даже букв толком выделить не можешь, а мгновение озарения – и читаешь! Вот это сами сможете?
8.


Или это? Хотя тут сложнее, конечно.
9.


Не знаю, как быть дальше. Я ведь добросовестно записала урок на диктофон, там столько нового и интересного было, я собиралась все это донести сюда: про физиологическое воздействие каллиграфического письма на организм, про тайнопись 16 века, скриптории Ивана Грозного и орешковые чернила, про глаголицу и кириллицу, про учебник по русской каллиграфии, первый выпущенный в России с 17-го века... Впрочем, его я держала в руках, так что могу показать немножко.
10.

11.


А про остальное думаю так: ну, что я там наглаголю испорченным телефоном? Да и за время, проведенное в ЖЖ, я стала врединой, мне интересно не пересказывать что-то, мне интересно заинтересовывать других в том, что оказалось небезразличным мне. Поэтому закругляюсь я на этом месте и даю «удочку» тем, кому она нужна (а мамам с детьми она нужна, я убеждена в этом совершенно!):
- страницу Виктории Осмёркиной в ФБ для тех, кто хочет попробовать себя в живом общении и живом деле,
- и страницу питерской школы русской каллиграфии, чей основатель Петр Петрович Чобитько – тот самый человек, что стремится вернуть ее в современную нашу жизнь. Кстати, там с лета этого года планируются занятия онлайн для тех, кому Санкт-Петербург далековат.

А! Забыла же похвастаться своим итоговым достижением!) Вот!
12.


Вы же не думали, что мне могло прийти в голову какое-то другое слово?))

P.S. Не помню, кому обещала спросить про покупку инструмента для этого занятия, но я узнала ответ на этот вопрос. Кому надо, спрашивайте, отвечу.


90 посетителей, 23 комментария, 100 ссылок, за 24 часа