2017/05/25 16:00:37
Не раз встречала высказывания о том, что государство не должно финансировать театры и искусство вообще, дескать, ничего хорошего из этого не выйдет, поскольку "кто платит, тот и заказывает музыку."
Я всегда считала, что если общество не хочет, чтобы выросло поколение, считающее высшим достижением культуры песни Стаса Михайлова, то оно должно согласиться с необходимостью государственного финансирования театров.
Почему общество? Так ведь у государства своих денег нет, это деньги налогоплательщиков.


Геннадий Смирнов пишет в Фейсбуке:

Начитавшись за эти два дня комментариев типа "а почему государство должно финансировать т.н. режиссеров, которые его не любят", позволю себе выступить в необычном жанре "театроведение для бедных".

ПРИМЕЧАНИЕ: Как вы понимаете, речь идёт про комментарии в обсуждениях произошедшего в "Гоголь-центре", о чём тот же Геннадий Смирнов написал в другом посте:
— И конечно, финансовые нарушения будут совершенно случайно обнаруживаться в театрах, которые не очень любят правительство, а которые любят - в тех ничего не будет обнаруживаться. Да и кому такое в голову придет, когда там работают настолько бескорыстные люди, что даже реквизит на работу из дому приносят.

Дорогие товарищи!
Московский Художественный театр самим своим возникновением полностью опроверг существовавшую до этого театральную традицию. Вера, скажем, Федоровна Комиссаржевская этого не заметила и продолжала играть как было, Михаил Чехов решил развить Московский Художественный театр и нечаянно его опроверг, Всеволод Эмильевич Мейерхольд опроверг МХТ совершенно сознательно, а Евгений Багратионович Вахтангов опроверг всех троих. А Александр Яковлевич Таиров опроверг и его тоже заодно с другими тремя. Именно таким, странным для постороннего взгляда, образом возник великий русский театр ХХ века.
Даже не самая мудрая в смысле оценок искусства советская власть устала от собственной кровожадности и сообразила - для того, чтобы выжил МХАТ, его должен опровергать Современник. А их обоих в свою очередь Таганка. А на соседней улице нужен Эфрос, и все они должны друг друга опровергать и отрицать, временами даже ненавидеть и кусать, иначе всё сдохнет от всепоглощающей любви к себе.
Великая русская театральная традиция, как и любая великая национальная театральная традиция, рождена именно таким способом, потому что другими способами оно не растет от природы. Без разнообразия, иногда кому-то неприятного и странного, театр не живет, с этим ничего не сделать.
Это очень простая и возможно даже примитивная мысль, но лишь ее никак нельзя опровергнуть: нужны театры, которые любят правительство и которые не любят правительство, театры, где все в кринолинах и фраках и театры, где со сцены говорят страшное слово "хуй". В истории театра все равно останутся только самые талантливые и из первых, и из вторых, и даже из третьих и четвертых, потому что они тоже необходимы, даже если мы их пока и не знаем.
Но если нам великий национальный театр не нужен, то можно оставить на сцене одного только Владимира Ростиславовича Мединского, он смешной и легко заменит собой не только театр, но также и литературу, и кинематограф, это может стать началом новой национальной традиции взамен погибшей.
(звучит печальная, но внушающая оптимизм мелодия, в зале зажигается свет).

42 посетителя, 19 комментариев, 3 ссылки, за 24 часа