2016/07/08 23:55:22

            Начавшись Смутой, пройдя через крестьянскую войну под предводительством Степана Разина, испытав влияние “соляного”, “медного”, казачьих бунтов, XVII столетие получило название “бунташного века”. Смута воочию показала, что «тишина и покой» канули в Лету. Русь переживала тяжелейший кризис- династический, государственный, социальный…

        Начало столетия было связано с чехардой на престоле и около него (Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, королевич Владислав), а в 1613 г. вступило в полосу утверждения новой династии – династии Романовых. Один за другим последовали два продолжительных царствования – Михаила Федоровича (1613–1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645–1676 гг.), позволившие стабилизировать политическую ситуацию и вывести страну из кризиса. Несмотря на многочисленные антиправительственные выступления второй половины века, реальной угрозы существующей власти, способной свергнуть Романовых с престола и привести к новой Смуте, все же не сложилось.


“Тишайший” царь “бунташного” века.

         За вторым царем династии, за Алексеем Михайловичем, прочно закрепился полуофициальный титул “тишайший”. Деятельность Алексея Михайловича, его письма и сочинения способствовали окончательному закреплению в официальной идеологии концепции “идеального православного государя”. Его непременными чертами являлись чинность, кротость, благообразность, милосердие, богобоязливость. Совокупность этих черт воплотилась в титуле “тишайший”, носителем которого был не только Алексей, но и все первые Романовы. Такой государь должен был осознавать и искуплять свою греховную человеческую природу, проявлять неустанную заботу о “сирых и убогих меньших людях”, стремиться к тишине правления – миру с соседями. “Тишайшие государи” XVII в. стали неким противопоставлением грозному царю – Ивану IV.

        

Почему царь Алексей Михайлович остался в истории «тишайшим»,то есть- смиренным и кротким? Каким образом сложился этот культурный и исторический миф? Его истоки- в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Соответствующая на тот период фразеология обильно представлена в Хронографе и в более поздних его изданиях: «благочестие крепце соблюдашеся и все Православное Християньство без мятежа и в тишине пребываше»,Тушинский вор(Отрепьев Гришка) именовался не иначе как «развратник тишины», а приверженцы его-«мятежники тишины», хотя сам-то Отрепьев с этой же формулой про «мир и тишину» сам народ прельщал («И все Православное Християнство в тишине и в покои и в благоденственном житии учинити хотим»).

        По смерти Михаила Федоровича Романова Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя руси самодержец. Тогда убо под ево высокодержавною рукою во всем царствии его благочестие крепко соблюдашеся и все Православное Християнство безмятежно тишиною светлюща, и друг с другом радостно ликующе».

          Как можно заметить, в существовавшей на тот момент государственной фразеологии «мятеж» регулярно противопоставляется «тишине». Из этого можно сделать вывод, что «тишайший» монарх- это обладатель «тишины», царь, который умеет поддержать порядок.

         «Тишайший»- вполне себе титулярный элемент, но не вошедший в официальный титул русского царя. Но по крайней мере Аввакум употребляет слово «тишайший» именно в титулярном смысле: «И царя тово враг Божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе» благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего, такова- сякова, великаго,- больше всех святых от века!- да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков»…А царь-ет, петь, в те поры чается и мнится, бутто и впрямь таков, святее его нет! А пуще гордости той!...Прежде во православной церкви на переносе не так бывало, но ко всему лицу мирскому глагола дьякон и священник: «всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, и ныне, и присно, и во веки веком»; а до царя дошед, глаголет»»да помянет Господь благородие твое во Царствие Своем»;а к патриарху пришед: «да помянет Господь Бог святительство твое во Царствии Своем».А не в лице говорили имянем его, посылая во Царство Небесное: буде он и грешен, ино род его царев православен, а в роду и святой обрящется. Тако и патриарх, аще и согрешит нечто, яко человек, но святительство непорочно. А ныне у них все накось да поперег; жива человека в лице святым называй: коли не пропадет. В Помяннике напечатано сице: «помолимся о державном святом государе царе». Вот, как не беда человеку!».

       Сие чрезвычайно важно для истории и культурологии «тишайшего» царя. Ибо:

1.      Аввакум удостоверяет, что такое титулование появилось лишь при Никоне.

2.      новое титулование связано с церковной службой(перенос-это большой выход, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол)

3.      слово «тишайший» толкуется как узурпация святительских прав, как претензия монарха на сакральное, архипастырское достоинство. Иначе говоря- новый и небывалый кощунственный титул- в сущности, не столько никонианский, сколько «антиниконианский»: Никон исповедовал принцип «священство выше царства»,пытался подчинить государство Церкви, а нарисованная Аввакумом картина это принцип недвусмысленно отрицает- в пользу абсолютизма.

      Фактически Аввакум говорил об эпохальном перевороте.

          В последнее десятилетие жизни Алексея Михайловича слово «тишайший» получило права гражданства в придворной поэзии. Симеон Полоцкий часто включал его в заглавия своих «приветств». И коль скоро это титулярный элемент, имеющий отношение не к лицу, а к сану, не к характеру монарха, а к его власти, то он естественным образом должен был наследоваться преемниками «тишайшего». Что собственно и происходило. «Тишайшим» стал Федор Алексеевич, «тишайшими» были единокровные братья Иван и Петр Алексеевичи, затем- Петр ( единолично уже). Несмотря на произошедшие изменения при Петре Первом, когда Московская Русь превратилась в императорскую Россию, Петра время от времени «награждали» эпитетом «тишайший»…

          Федор Поликарпов в своем «Лексиконе треязычном» перевел(в 1703 году) «тишайший» как serenissimus, а искусственное существительное «тишайшество» как serenitas. Оба латинских слова употреблялись в титуле римских императоров. Этот факт окончательно дезавуирует культурный миф о том, что царь Алексей Михайлович заслужил у современников репутацию кроткого и смиренного. Они напротив, видели в нем реформатора. И собственно, достаточно справедливо сие, при активном участии Алексея Михайловича во второй половине XVII века в обиходной культуре произошли коренные и необратимые перемены. Сторонники традиционалистического уклада воспринимали царя Алексея Михайловича и его сподвижников как «прелагатаев», которые «отеческое откиня…странное(то есть иностранное!) богоборство возлюбиша, извратишася»…

79 посетителей, 65 комментариев, 73 ссылки, за 24 часа