2012/07/29 09:30:09
В практике динамической йоги смысл не в том, чтобы научиться красиво стоять кверху попой или заводить левую ногу за правое ухо, а в том, чтобы человек научился организовывать свой телесный опыт и поддерживать себя - в движении, при переходе из асаны в асану, и статике, пока находится в определенной асане. Организация опыта и поддержки происходит на трех уровнях – физическом, ментальном и синергетическом, который рождается из взаимодействия физического и ментального и образует телесный опыт.


Физический уровень – это матчасть, натренированные в практике мышцы, и дыхание. Ментальный уровень – это ожидания человека от самого себя и от практики и то, как он встречает и отпускает физические изменения – от учащенного сердцебиения, слабости в мышцах и усталости до падений и прочих «неудач». Сюда же относится проживание опыта на эмоциональном уровне – скука при долгом нахождении в одной позе, злость за «неудачи», игнорирование боли и т.д.  

На синергетическом уровне происходит трансформация физического в ментальное и наоборот. Глубокое дыхание, которое возникает при физической нагрузке, переносит фокус из головы и потока мыслей на тему «что бы мне такое купить марьиванне на день рождения» на происходящее здесь и сейчас - ощущения в теле, развивая тем самым телесную осознанность. Телесная осознанность - это умение локализировать усталость, напряжение и любой другой телесный дискомфорт, то есть то, что позволяет человеку перейти от ощущения «ой, как хреново, сейчас грохнусь» к наблюдению, что затекла мышца в правом бедре и он задерживает дыхание, потому что боится упасть.  В свою очередь, телесная осознанность дает возможность о себе позаботиться. Например, сделать глубокий вдох и перенести вес с перенапряженной ноги на другую ногу, руку, указательный палец – что угодно, что может послужить в данный момент опорой. Другая функция глубокого дыхания – это нормализация активности вегетативной невной системы. Часто людям, находящимся в повышенном стрессе, рекомендуют заняться йогой или медитацией, а те кто занимается, знают, что можно прийти на занятие во взведенном состоянии, а уйти почти Буддой. Дело не в том, что сидел час в медитации или стоял на голове, а в том, что все это время глубоко дышал. Глубокое размеренное дыхание – это единственное средство, которое может применяться человеком, чтобы сознательно переключить активность нервной системы  с симпатической (тревога, страх, раздражительность, адреналиновое состояние «бежать – или в морду?») на парасимпатическую, восстанавливающую.

У тела есть пямять, оно хранит эмоциональный опыт человека. Непрожитый, не ассимилированный опыт хранится в теле мышечными зажимами и «мертвыми зонами», участками тела в которых снижена чувствительность. На синергетическом уровне происходит два процесса, связанных с телесной памятью. Первый – это высвобождение телесных блоков. Это может переживаться как внезапно накатившее чувство или эмоциональное переживание – безобъектный гнев, злость, грусть, что угодно. Второй -  неинтегрированные травмы могут вызвать хроническую непереносимость некоторых асан. Например, наклоны вызывают одну и ту же реакцию – слезы и желание сбежать куда-нибудь подальше. О работе с травмой через йогу я еще буду писать, сейчас пока не об этом.

В динамической йоге есть два структурных элемента – тадасана, она же поза горы, и шавасана, поза трупа. Тадасана - это то, откуда начинается движение и куда человек возвращается, завершив последовательность асан, какая бы длинная и сложная она ни была. Это поза максимального равновесия – человек стоит, вес тела распределен равномерно по всей стопе, руки опущены вдоль тела. Она дает возможность восстановить дыхание и сконцентрироваться на переживаемом телесной опыте. В гештальте это называется «getting grounded», то есть заземлиться, найти почву под ногами, чтобы почувствовать опору под собой. Шавасана – это поза, которой завершается практика, поза лежа, в которой вес тела полностью отдается земле. Это полное расслабление, отпускание эмоционального и физического опыта. В хорошей практике – с опытом то есть, элементы этих двух поз начинают присутствовать в каждой асане, независимо от того, стоит ли человек попой кверху, на голове или скручен в букву «зю», потому что появляется умение использовать телесную осознанность для организации опоры в любой немыслимой позе, замечать внутреннее движение в периоды статики и отпускать предыдущий опыт для гладкого перехода. Чем сильнее эти навыки, тем грациознее движения человека.



Прелюдия была долгая - мне было интересно сформулировать и записать накопившийся опыт. Теперь, что я собственно хотела сказать: практика динамической йоги – это практика жизни в миниатюре. Во-первых, жизнь тоже заканчивается в позе трупа. Во-вторых, в жизни бывает много сложных ситуаций, в которых приходится, извините за выражение, раскорячиваться. Если нет умения находить опору в самом себе, поддерживать себя в движении через трудное время, которое, как часто кажется, никогда не закончится, и есть убеждения, которые не дают остановиться и сбросить с себя ношу, когда раскорячинным стоять уже не по силам, остается упасть (депрессия, непроходящая тревога, другие клинические расстройства) или хвататься за первое, что попалось под руку или кто попался под руку, и держаться за него (наркотические, алкогольные, пищевые зависимости, а также эмоциональные зависимости и любовные обсессии). Частый вариант - хвататься, когда уже лежишь. В-третьих, все, что человек привык с собой делать в жизни, он приносит в практику йоги. В обратную сторону тоже работает: йога, как и терапия, позволяет получить новый опыт осознанности и отношений с самим собой, который автоматически переносится в жизнь. Фарш так же невозможно прокрутить назад, как невозможно не использовать навык телесной осознанности. Чем сильнее навык находиться с собой в том, что есть здесь и сейчас, чтобы это ни было, поддерживать себя, и чем натренированнее человек в умение отпускать предыдущий опыт, не тащить багаж из прошлого в настоящее, тем грациознее его движение по жизни, что бы они ни принесла.
100 посетителей, 0 комментариев, 2 ссылки, за 24 часа