2016/03/20 23:11:13
Любимый хорёк кайзера, и мой тоже))). Сразу хочу оговориться - "политику канонерок" в Китаю я не обсуждаю)

Отдельно взятый (высший взлет) момент его биографии.

Канонерская лодка "Ильтис". Экипаж канонерской лодки и родственники погибших моряков с первого "Ильтиса". В белой фуражке под спаскругом корветтен-капитан Вильгельм Ланс. Циндао, июнь 1899 г. Из коллекции Норберта Шюльцке.



Весной 1900 г. восстание ихэтуаней, начавшееся в Поднебесной империи еще в прошлом году, набрало силу. В мае войска мятежников уже подошли к столице страны. Немецкий посланник в Пекине фон Кеттелер запросил у Берлина военную поддержку. 29 мая командующий Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой вице-адмирал Ф. фон Бендеман отправил "Ильтис" из Циндао в Таку. Через два дня корабль бросил якорь на рейде, где в скором времени собралась внушительная международная эскадра. 4 июня с канонерской лодки по просьбе немецкого консула в Тяньцзин для защиты европейцев направился десантный отряд из двух офицеров и тридцати нижних чинов, под командой первого офицера капитан-лейтенанта Роберта Кюне. Но так как "Ильтис" являлся единственным немецким кораблем способным зайти в устье реки Пейхо, то должен был оставаться в полной боевой готовности. Поэтому через пять дней ушедших в Тяньцзин заменил десантный отряд с бронепалубного крейсера "Ирене". Обязанности же первого офицера Ланс возложил на выслуживший наибольший срок вахтенного офицера обер-лейтенанта цур зее Альберта Хофмана-Ламэча фон Ваффенштейна.

Между тем ситуация становилась все более напряженной. Отправившийся 10 июня по железной дороге в Пекин сводный международный десантный отряд под общим командованием британского вице-адмирала Сеймура, вскоре был заблокирован между столицей и Тяньцзинем отрядами ихэтуаней и правительственными войсками. Вдобавок китайцы на некоторых участках повредили железнодорожные пути. Для отправки нового отряда в помощь Сеймуру людей уже не хватало, тем более что явную угрозу представляли собой форты Таку, контролировавшие своими орудиями как реку Пейхо, так и железнодорожный вокзал Тонгку, от которого начиналась дорога на Пекин. На двух советах, прошедших 15-го и 16-го июня на русском броненосном крейсере "Россия", командующие международными отрядами кораблей приняли решение взять под совместный контроль эти укрепления, чтобы сохранить сообщение с Тяньцзинем. Вечером 16-го коменданту китайскому генералу Ло Юнь Гуаню был вручен ультиматум, с требованием передать форты союзникам до 2 часов ночи следующего дня. В случае невыполнения этого требования, европейцы отставляли за собой право сделать это при помощи силы. Основной сложностью военного решения этой проблемы являлось невозможность обстрела укреплений с крупных кораблей, а пройти песчаный бар на Пейхо могли только канонерские лодки, которых в составе эскадры оказалось восемь: русские "Гиляк", "Бобр", "Кореец", германская "Ильтис", французская "Лион", английская "Элджерин", японская "Атаго" и американская "Монокэси". Этим небольшим и практически незащищенным броней кораблям противостояли два форта на левом берегу Пейхо – Северо-западный и Северный и два на правом – Южный и Юго-Западный (или Новый), а также так называемая береговая батарея. Укрепления, тянувшиеся с юга на север вдоль морского берега, были вооружены 177 орудий разных систем и калибров. Некоторые из них имели круговой обстрел и могли o6стреливать как устье реки, так и саму реку, а также вокзал в Тонгку.

Вечером у командира "Бобра" капитана 2 ранга Добровольского (тот самый - который в Цусиме) был собран военный совет из русских и иностранных командиров лодок и миноносцев, которые выработали следующий порядок боя и расположение кораблей:
1. Если ультиматум остается без ответа, то шесть канонерских лодок, стоящих на якорях напротив фортов, открывают огонь в 04.00 17 июня. Сигнал к бою подает "Бобр". Огонь ведется по Северо-западному форту. "Ильтис" и "Элджерин" обстреливают его таким образом, чтобы десантный отряд мог начинать штурм форта.
2. Остальные 4 лодки обстреливают после этого Южный и Северный форт а также пляжную батарею.
3. Два британских эсминца атакуют стоящие перед Адмиралтейством четыре китайских миноносца.
4. Японская канонерская лодка "Атаго" защищает железнодорожную станцию Тонгку.
Для действия на берегу был сформирован международный десантный отряд под общим командованием командира германского бронепалубного крейсера "Ганза" капитана-цур-зее Хуго Поля, расположившийся лагерем у Тонгку. Еще днем "Лион", "Ильтис" и "Атаго" доставили туда дополнительно 300 японских солдат для защиты самой станции. Остальные лодки стояли на якорях согласно диспозиции.




Тем не менее, далее события развивались совсем не так, как было запланировано. За час и десять минут до истечения ультиматума, а именно в 00.50 17 июня, китайцы открыли огонь по канонерским лодкам. "Ильтису" и "Лиону" находившимся у Тонгку, пришлось сниматься с якоря и идти к назначенным им позициям, что заняло около полутора часов. В этот период боя немецкий корабль не получил никакого ущерба. Однако когда стало светать, огонь китайской артиллерии сделался куда более точным. Причем если судить по характеру повреждений, то высокие трубы "Ильтиса" стали отличным ориентиром для канониров противника. Первое попадание произошло в 04.26 – снаряд пробил вторую дымовую трубу. Затем за короткий промежуток времени лодка получила в ту же трубу еще четыре снаряда, впрочем, не оказавших серьезного действия на ее боеспособность. Правда уже следующим попаданием была сбита одна из двух временно установленных 37-мм пушек, которые для усиления вооружения сняли с бронепалубного крейсера "Герта", нанесены повреждения первой дымовой трубе и убиты два человека. В свою очередь канонерские лодки к 04.45 постепенно вывели из строя большую часть китайских скорострельных орудий на Северо-западном форту, после чего десантная партия Поля пошла на штурм и через сорок пять минут овладела укреплением. Оставив там небольшое подразделение, десантники тут же направились к Северному форту, которым завладели с ходу, захватив неповрежденными два 150-мм орудия. Эти пушки тут же открыли огонь по Южному форту.



Тем временем, как только над Северо-Западным фортом поднялся британский флаг, канонерки, за исключением тяжело поврежденного "Гиляка", снялись с якоря и направились ко второй позиции, откуда принялись обстреливать Северный форт. "Ильтис" первоначально встал перед "Элджерином", перекрыв сектор обстрела британскому кораблю, после чего вынужден был поменять позицию, отойдя примерно на 200 метров. Все это происходило под плотным огнем китайской артиллерии. После захвата десантниками Северного форта канонерки занялись Южным, который в свою очередь отвечал довольно таки прицельно. Около 05.45 ч. "Ильтис" получил первое серьезное повреждение – снаряд угодил ниже командирского мостика, вызвав взрыв части боеприпаса к 37-мм пушке и нанеся повреждения надстройке. При этом был убит обер-лейтенант Ганс Хельман. Буквально сразу же другой снаряд разорвался на самом мостике, и командир получил тяжелые осколочные ранения. Командование перешло к фон Ваффенштейну. Корабельный доктор с санитаром уже готовились эвакуировать Ланса, когда следующий снаряд снес лестницу левого борта командирского мостика, на верхней ступеньке которой они находились. В результате корветтен-капитан и медики были сброшены на палубу. Только после этого удалось перенести командира, получившего в общей сложности 25 ранений, на паровой катер с "Герты", находившийся у левого борта. Ланс оставался там до окончания боя, находясь при этом в полном сознании.
В 05.52 перекрестный огонь кораблей и двух 150-мм орудий с захваченного Северного форта привел к сильнейшему взрыву склада боеприпасов на Южном форте. Стрельба оттуда стала ослабевать, хотя скорострельные пушки его южной части и береговая батарея продолжали вести бой. В 06.25 раздался сильный взрыв уже на батарее. С 06.15 до 6.30 ч. русский миноносец № 207 вместе со шлюпками "Ильтиса" и "Элжерина" перевез часть десанта из Северного форта на другой берег реки, после чего Южный форт был занят без особых усилий. Примерно тогда же в правый борт "Ильтиса" попал 240-мм снаряд, выпущенный пушкой Круппа из состава береговой батареи, едва не ставший роковым. "Гостинец" германского же происхождения проломил деревянные борта корабля насквозь, нанеся при этом серьезные повреждения и убив двух матросов. К счастью для немцев он взорвался, когда попал уже в берег Пейхо. К этому времени в руках китайцев продолжали оставаться Юго-западный форт и береговая батарея. Однако после того как десантники начали обстреливать из захваченных на Южном форте орудий эти укрепления, то обороняющиеся оставили и их. В итоге, к 07.00 сопротивление практически прекратилось. Штурм фортов Таку окончился полным успехом для атакующих. Всего же за время боя немецкая канонерка выпустила 658 88-мм, 1190 37-мм снарядов и 3174 пулеметных патрона.



Для "Ильтиса" эта победа досталась дорогой ценой. Лодка получила 21 попадание, в том числе одно шрапнелью, разорвавшейся в воздухе чуть позади второй дымовой трубы. Ее верхняя палуба оказалась сильно разрушенной. Наибольшие повреждения получили районы расположения обоих мачт, компасная площадка, вторая дымовая труба и надстройка. Погибли офицер и шесть нижних чинов, еще один умер через несколько дней. Одиннадцать моряков получили ранения. Всего же союзники потеряли на кораблях и берегу 33 человека убитыми и 105 раненными. Корветтен-капитан Вильгельм Ланс за отличие при взятии фортов Таку 24 июня первым из моряков военно-морского флота был удостоен кайзером Вильгельмом II одной из самых высших наград империи – орденом "Пур ле Мерит". Впоследствии (27.01.1903 г.) и сам "Ильтис" получил право носить копию этого ордена, прикрепленную к флагштоку гюйса, а также к обоим бортах своих шлюпок, став, таким образом, единственным кораблем Кайзерлихе Марине награжденным "Пур ле Мерит".

Фото "Ильтиса" после боя.







По окончании боя канонерская лодка снялась с якоря и направилась на рейд Таку, но из-за низкого уровня воды смогла пройти бар только во второй половине дня. Назавтра "Ильтис" все еще под командованием фон Ваффенштейна вернулся на реку. Корабль назначили в резерв на случай возможного нападения отрядов ихэтуаней на Тонгку. Вскоре из Тяньцзина прибыл Кюне, сменивший обер-лейтенанта в должности командира. До конца июля команда своими силами и с помощью верфи в Тонгку провела временный ремонт повреждений. К 6 августа Тяньцзин был разблокирован и угроза Тонгку отпала. В тот же день "Ильтис" ушел в Шанхай. Там с 17 августа начался капитальный ремонт, в ходе которого изменилась форма кормового украшения. По окончании работ лодка осталась в Шанхае стационером.

"Ильтис" в плавучем доке Циндао. Фото до 1911 года. Из коллекции Норберта Шюльцке. С украшением на шнобеле))



Вот все что осталось от этого замечательного корабля. Прислано очень хорошим человеком Гари Стаффом.



Ну а про Вильгельма (в последствии "фон") Ланса - как нибудь в другой раз)
67 посетителей, 52 комментария, 16 ссылок, за 24 часа