2016/02/23 11:00:02
Почему День Советской Армии и Военно-Морского Флота празднуется 23 февраля?

«Уважаемые товарищи! – пишет в редакцию майор в отставке А. П. Попов из Владивостока. – Хотелось бы выяснить, вернее уточнить, один вопрос, связанный с Днем Советской Армии. По установившейся традиции День Советской Армии отмечается 23 февраля. С какого времени, когда и где он стал отмечаться? Каких-либо сообщений в печати я об этом не встречал».

Редакция попросила дать ответ на этот вопрос доктора исторических наук, профессора генерал-майора запаса С. Ф. Найду.


Красная Армия была создана на основании декрета Совета Народных Комиссаров 15 (28) января 1918 года, а 29 января (11 февраля) того же года Совнаркомом был принят декрет о создании Красного Флота. Казалось бы, годовщину Красной Армии следовало праздновать 28 января. Однако с 1919 года он отмечается 23 февраля.

До 30-х годов это не вызывало каких-либо вопросов. Затем вопросы стали возникать. В статье «15 лет Красной Армии», опубликованной в «Правде» 5 марта 1933 года, К. Е. Ворошилов писал: «Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами» (1).

Через пять лет, в 1938 году, в Кратком курсе истории ВКП(б) утверждалось, что день отпора советских войск немецким войскам под Нарвой и Псковом стал днем рождения молодой Красной Армии (2). Трактовка Краткого курса была заимствована в дальнейшем всей другой литературой и учебниками. Она получила подтверждение в приказе Верховного Главнокомандующего И. Сталина № 95 от 23 февраля 1943 года. Там говорилось: «23 февраля 1918 года, когда отряды Красной Армии наголову разбили под Псковом и Нарвой войска немецких захватчиков – было объявлено днем рождения Красной Армии»(3).

В 1951 году автор книг «Порт-Артур» и «Семья Звонаревых» А. Н. Степанов, работая над повестью о рождении Красной Армии и ее первых боях, установил тот бесспорный факт, что 23 февраля 1918 года боев под Нарвой и Псковом не происходило. Он обратился с письмом по этому вопросу к И. Сталину. Вскоре это письмо было направлено в секретариат Главной редакции «Истории гражданской войны в СССР» с указанием ответить автору. Мне, заведовавшему тогда секретариатом, и сотрудникам, работавшим в секретариате, пришлось заняться изучением этого вопроса. Первое же знакомство с архивными документами и периодической печатью за февраль–март 1918 года показало, что А. Степанов прав: 23 февраля действительно ни под Псковом, ни под Нарвой боев не было. Мы согласились с А. Степановым и в беседе рекомендовали освещать в повести события так, как они происходили в действительности. Вторичное исследование этого вопроса сектором истории гражданской войны ИМЛ при ЦК КПСС показывает, что военные события на псковском и нарвском направлениях развивались следующим образом.

21 февраля 1918 года «Правда» писала, что наши войска на Северном фронте отступают и стягиваются в направлении Пскова. 22 февраля было опубликовано следующее сообщение:

«Северный фронт. Замечено продвижение немцев к Валку. Навстречу отправлены красноармейские отряды. В Ревельском районе продвижение противника не замечено... Режица занята немцами. Первоначально вступил автомобильный отряд, затем отряды пехоты.

В Пскове прошел с большим подъемом митинг гарнизона. Приступлено к обороне псковских позиций.

В 3 часа дня 21 февраля Минск занят немцами…

Немецкие белогвардейцы ведут наступление тремя группами: одна идет по линии Валка, другая — по направлению к Режице, третья — посередине между этими направлениями».

В газете «Рабочая и крестьянская Красная Армия и Флот» 23 февраля это сообщение было дополнено сведениями о занятии немцами Вольмара и Режицы. 23 февраля были заняты Гапсаль, Венден, Остров, станция Корсовка(4), вечером 24 февраля Псков(5).

Как сообщалось в печати 27 и 28 февраля, «Псков был занят небольшими силами немцев, город удалось бы отстоять, если бы было оказано сопротивление. К сожалению, солдаты в первый момент поддались панике и не предприняли никаких шагов к отпору. Силы немцев, движущихся в Псковском районе, немногочисленны и исчисляются чуть ли не ротами. Шоссе для них непроходимо, так как оно занесено снегом. Артиллерия и кавалерия, имеющиеся в распоряжении немцев, очень невелики... Навстречу немцам в настоящее время двинуты хорошо вооруженные отряды советских частей. Сопротивление организуется энергично».

25 февраля немцы заняли Ревель, Полоцк, Юрьев. Из Нарвы навстречу неприятелю были направлены части 49-й дивизии с подрывниками(6).

В конце февраля начало заметно нарастать сопротивление советских войск и особенно в районе Пскова и Нарвы. С прибытием из Петрограда новых отрядов продвижение германских войск замедлилось, а наступление в сторону Луги и Гдова вообще приостановилось. 25 февраля советские войска даже заняли на короткое время Псков, но затем вынуждены были его оставить и, отойдя, закрепились на линии Торошино, Молоди, Новоселье, Струги Белые.

После целого ряда стычек у сел. Черняковицы, Углы, Яхново и др., немцы вынуждены были подтянуть на псковское направление новые силы. Бои на нарвском направлении начались в конце февраля. Так, в оперативной сводке за 23 февраля говорилось, что противник медленно подходит к р. Нарове, имея впереди эстонские части, переодетые в германскую форму.

27 февраля 1918 года «Правда» и «Рабочая и крестьянская Красная Армия и Флот» сообщали: «Из Нарвы на передовую линию позиций послана артиллерия. Отправлены также паровозы для вывоза нагруженных снарядов. В Нарве царит полное спокойствие. Панике нет места. Охрану несут преимущественно красногвардейцы… На гарнизонном собрании солдат 180, 179, 285 пехотных полков и артиллерийской бригады 45-й дивизии принято единогласно: встать, как один, на защиту революции». Весь гарнизон и рабочие объявлены Красной Армией.

3 марта 1918 года немцы овладели Нарвой(7). Но дальше Нарвы они не продвинулись. Разные отряды численностью около 3500 человек и гдовский отряд численностью в 1300 человек удерживали занятые позиции: нарвский ряд — на линии Ново-Пятницкая, Дубровка, мыза Ивановское, гдовский — на линии от деревни Скамья (при впадении Наровы в Чудское озеро) через деревню Раскспель и далее по восточному берегу Чудского озера.

Из этих вполне объективных сводок видно, что 23 февраля 1918 года никаких боев под Псковом, а тем более под Нарвой,не было. Но тогда законно возникает вопрос: почему же празднование годовщины Советских Вооруженных Сил приурочено не к 28 января, то есть ко дню издания декрета о создании Красной Армии, а именно к 23 февраля?

Анализ событий того времени, а также материалов, опубликованных 23 февраля 1919 года в связи с первой годовщиной Красной Армии, дает основания утверждать, что праздник установлен 23 февраля не случайно. В 1918 году в этот день произошел ряд важных политических событий.

23 февраля 1918 года явилось днем мобилизации всех сил народа на отпор наступавшим войскам германского империализма, днем массового вступления трудящихся в ряды Красной Армии. Вся работа Коммунистической партии и Советской власти проводилась тогда под лозунгом ленинского декрета «Социалистическое Отечество в опасности!», подписанного 21 февраля и опубликованного в печати 22 февраля 1918 года(8). В декрете разъяснялась нависшая над Родиной и Советской властью смертельная опасность в связи с развернувшимся наступлением немецких войск. Обращаясь к народным массам, правительство призывало предоставить все силы и средства страны на оборону. Всем Советам и революционным организациям вменялось в обязанность встать во главе народных масс и защищать каждую позицию до последней капли крови, «всеми силами воспрепятствовать врагу воспользоваться аппаратом путей сообщения; при отступлении уничтожать пути, взрывать и сжигать железнодорожные здания; весь подвижной состав — вагоны и паровозы — немедленно направлять на восток в глубь страны». Предлагалось также уничтожать продовольственные склады и всякое ценное имущество. «Рабочие и крестьяне Петрограда, Киева, всех городов, местечек, сел и деревень по линии фронта, — декрете, — должны мобилизовать батальоны для рытья окопов...». В заключение декрета еще раз подчеркивалось, что социалистическое Отечество находиться в опасности.

Появление 22 февраля этого декрета и специальных статей в «Правде», «Известиях ВЦИК» и в других газетах, в том числе местных, всколыхнуло всю огромную Советскую Россию. 23 февраля газеты снова призывали отдать все силы и средства на оборону страны и революции. «Правда» вышла в этот день с аншлагом: «Немецкие генералы организовали ударные батальоны и врасплох, без предупреждения напали на нашу армию, мирно приступившую к демобилизации.

Но уже сопротивление организуется. Оно растет и будет расти с каждым днем. Все наши силы отдадим на отпор германским белогвардейцам!

...Рабочие, крестьяне, солдаты! На защиту Советской Республики! Все, немедля, в ряды Красной Армии социализма!».

23 февраля прокатилась волна массовых митингов и собраний, на которых десятки тысяч людей вступали в Красную Армию. Во многих местах началась массовая отправка сформированных отрядов и частей Красной Армии на фронт. Десятки тысяч трудящихся вышли на рытье окопов и сооружение укреплений, к работам была привлечена и буржуазия. В прифронтовой полосе создавались партизанские отряды для действий в тылу врага. В Петрограде под лозунгом «Социалистическое Отечество в опасности!» был проведен день Красной Армии. В один только день 23 февраля партия и народ превратили Петроград в вооруженный лагерь.
О том, как развертывались события в Петрограде и насколько решительны были действия трудящихся, говорят следующие факты.

В эти дни Выборгский районный Совет постановил: «Все заводы временно закрыть и все мужское население взять под ружье». «В данный момент организуем вооруженные силы, — говорилось в постановлении Совета, — будем защищать Петроград до последней возможности». Рабочие завода «Вулкан» организовали вооруженный отряд в 500 человек, Сестрорецкого — 600 человек. Рабочие Балтийского завода постановили мобилизовать всех до 50 лет. Второй Городской район Петрограда послал на фронт 2000 человек. Рабочие Семянниковского завода, произведя массовую запись в Красную Армию, запросили, как быть с недостроенными паровозами. Отовсюду к Смольному — с заводов, фабрик и из воинских казарм шли люди, требовавшие отправки на фронт. В это же время по основным дорогам двигались на запад все новые и новые революционные отряды. В местах возможного наступления противника на Петроград строились укрепления.

Были приведены в боевую готовность форты и корабли Балтийского флота, стоявшие в Кронштадте и Гельсингфорсе, а также большевизированные войска старой армии, расположенные в Петрограде и в Финляндии.

Такая же работа по мобилизации сил и средств на отпор врагу проводилась в Москве, в крупнейших городах Центральной России, на Урале, в Белоруссии, на Украине и особенно в прифронтовой полосе. Все эти события получили широкое освещение в центральных и местных газетах за период с 22 февраля по 1 марта 1918 года, нашли отражение во многих партийных, советских и военных документах за вторую половину февраля 1918 года, хранящихся теперь как в местных, так и в центральных архивах. Широкое освещение получила и боевая деятельность советских войск, в частности в Прибалтике и на подступах к Петрограду, на псковском и нарвском направлениях, в Белоруссии, где революционные войска вели героическую борьбу по защите дальних подступов к Москве.

В 1919 году первая годовщина Красной Армии по инициативе трудящихся Петрограда и Москвы праздновалась 23 февраля — в памятный день мобилизации трудящихся на защиту социалистического Отечества, массового вступления рабочих в Красную Армию, широкого формирования первых частей и отрядов новой армии, выступивших на борьбу с войсками империалистической Германии.

Впервые этот вопрос получил принципиально правильное толкование в 3 томе «Истории гражданской войны в СССР», изданном в 1957 году. «День 23 февраля 1918 года, — говорится там, — стал днем массовой мобилизации революционных сил народа на защиту своего социалистического государства, государства рабочих и крестьян. Этот день явился переломным моментом в формировании и организации Красной Армии для отпора германским империалистам»(9).

В таком же духе дается объяснение празднования дня Красной Армии и Военно-Морского Флота в новом учебнике истории КПСС: «Дни мобилизации революционных сил народа и героической защиты Красной Армией завоеваний Октябрьской социалистической революции от нашествия полчищ германского империализма стали днями рождения Красной Армии. В память об этом великом подвиге Вооруженных Сил советского народа 23 февраля ежегодно отмечается в Советской стране как День Красной Армии»(10).

В 1920 и 1921 годах День Красной Армии не отмечался — сейчас уже трудно сказать почему. Но в дальнейшем он стал ежегодным праздником Вооруженных Сил. Не протяжении более четырех десятилетий 23 февраля советский народ проводит смотр своих доблестных Вооруженных Сил, их готовности к защите Отечества, отдает дань любви и уважения вооруженным защитникам мирного созидательного труда. Этот день в годы Великой Отечественной войны являлся днем мобилизации сил нашей армии и народа на фронте и в тылу на разгром немецко-фашистских захватчиков и как никогда перекликался с теми грозными днями борьбы с их предшественниками, когда рождалась и получала первую боевую закалку армия социалистического государства.

Празднование годовщины Советских Вооруженных Сил 23 февраля закреплено таким образам традицией многих лет, всей историей Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Профессор С. Найда

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ворошилов К. Е. Статьи и речи. М., Партиздат, 1937, стр. 551.
2. История ВКП(б). Краткий курс, стр. 207.
3. Сталин И. В. Великая Отечественная война Советского Союза. М., Госполитиздат, 1951, стр. 88.
4. См. «Правда», 24 февраля, 1918.
5. «Правда», 26 февраля. 1918; ЦГАСА, ф. 7150, оп. 1, д. 9, л. 84.
6. См. «Правда», 26 февраля, 1918.
7. ЦГАСА, ф. 7150, оп. 1, д. 12, л. 37.
8. См. Декреты Советской Власти, т. I, М., Госполитиздат, 1957, стр. 490-491.
9. История гражданской войны в СССР, т. 3, М., Госполитиздат, 1957, стр. 129.
10 История Коммунистической партии Советского Союза, изд. 2, М., Госполитиздат, 1962, стр. 270.

Военно-исторический журнал. 1964. № 5. С. 114-117.

Добавлю, что хотя тов. Найда и пытается создать впечатление о непонимании причин празднования именно в этот день в 20-е – 30-е годы до выхода «Краткого курса» (приводя цитату Ворошилова), тем не менее, это не совсем так. Например, в заметке «20 лет ленинского декрета о создании Красной Армии» (Красная звезда. 1938. 28 января) писали следующее:

«21 февраля 1918 года Совет Народных Комисаров об’являет декрет – «Социалистическое отечество в опасности». Декрет этот предупреждал все советские и партийные организации об опасности, грозящей стране в связи с наступлением вооруженных банд немецко-австрийского империализма, и призывал сделать все для отпора врагу. В ответ на этот декрет и обращение Ленина к рабочим Петрограда они начали 23 февраля создавать вооруженные отряды для борьбы с войсками немецкого империализма. С тех пор ежегодно 23 февраля трудящиеся нашей социалистической родины отмечают создание Красной Армии».

Как видим, причины те же, что и в статье проф. Найды.
57 посетителей, 37 комментариев, 24 ссылки, за 24 часа