2013/05/13 23:13:02
Ещё 170 лет назад Гоголь метко схватил основную форму мужского разговора. Вот два примера:
«Вишь ты», сказал один другому, «вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?» — «Доедет», отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», отвечал другой. — Этим разговор и кончился.

(Мертвые души)
– Любопытно бы знать, – сказал философ, – если бы, примером, эту брику нагрузить каким-нибудь товаром – положим, солью или железными клинами: сколько потребовалось бы тогда коней?
– Да, – сказал, помолчав, сидевший на облучке козак, – достаточное бы число потребовалось коней.

(Вий)
Вот тут как раз идёт такой разговор на одну из моих любимых тем - проведение мобилизации в угрожаемый период. Как известно, во время Второй Мировой многие нейтральные европейские страны проводили мобилизацию как только война подходила к их границам. Голландия, Бельгия, Швейцария провели мобилизацию в 1939. Швеция отмобилизовалась в 1940, после высадки немцев в Норвегии. Швейцарская и шведская армии так и простояли под ружьём до 1945 года. Казалось бы вполне рациональное действие. Как говаривал т.Сталин, война "может вспыхнуть неожиданно. Ныне войны не объявляются. Они просто начинаются." Этими словами Сталина даже открывается наставление по мобилизационной работе Красной Армии, введённое в действие т.Тимошенко 20 июня 1940 года. Вполне резонно, имея на своих границах потенциально опасное государство с уже отмобилизованной армией, провести мобилизацию и у себя. Особенно, если эта потенциально опасная армия развёртывается прямо у твоих границ. Ну просто на всякий случай.

Понятно, что мобилизация сама по себе ничего не гарантирует. Немцы легко разбили вполне себе отмобилизованные армии Франции, Белгии, Голландии, Греции. Но мобилизация повышает боевые возможности частей и соединений, и тем увеличивает их шанс на победу в бою. А борьбе с таким противником как Германия никакой шанс лишним не бывает.

Впрочем, нашлись в Европе и две страны-лоха. Война у их границ шла уже полтора года, но их армии встретили вторжение неотмобилизованными. Это, как вы догадываетесь, были СССР и его братушки-югославы. Понятно, что у руководства СССР (оставим пока в стороне Югославию) были резоны поступить именно так, а не иначе. Резоны, прежде всего, внешнеполитического характера. История наглядно (и довольно жестоко) продемонстритовала, что резоны эти были ошибочны, как и в целом курс на сближение с Германией, взятый 23 августа 1939 года.

Однако, адепты "свиринского" толка в истории ("наши предки всё делали правильно") ищут аргументы в пользу той точки зрения, что поведение руководства СССР в предвоенные годы было оптимальным, в рамках имеющихся ограничений. Действительно, если единственной альтернативой было "прыгать выше головы", то видимо это и не альтернатива вовсе. Ведь не прыгнешь.

Аргументы находятся разной степени убедительности; здесь мне бы хотелось остановиться на одном, который, судя по количеству повторов, почему-то считается убедительным до железности, хотя на мой взгляд, напротив, совершенно очевидна его туфтовость. Тезис придуман уже почти забытым Виктором Суворовым, и звучит так: "если в мирное время мы будем постоянно содержать армию в четыре-пять миллионов, то разорим государство и «сами себя победим»".

Туфтовость этого тезиса очевидна просто из наблюдения за фактами: армия, ведущая войну, намного более раззорительна для государства, чем армия той же численности не ведущая войны. Львиную долю (около 40%) затрат на военные материалы во время войны составляет закупка боеприпасов, на втором месте закупки авиатехники. Понятно, что когда боеприпасы в таких количествах не расходуются, а самолёты не сбиваются затраты будут меньше.

Так вот - СССР четыре года вёл войну. Мобилизовано за годы войны было примерно три численности армии военного времени. Более того, три года СССР вёл войну на своей территории. То есть помимо расходов на армию, страдал от разрушениий инфраструктуры. Часть промышленности хотя и не была потеряна, на время выключилась из производства в связи с эвакуацией. Думаю нет нужды приводить дополнительные аргументы, что бремя войны было намного тяжелее бремени содержания отмобилизованной армии в мирное время.

Раззорилось ли советское государство? Победило ли оно само себя? Как мы знаем, нет. Если экономика в состоянии выдержать моб.напряжение нескольких лет "горячей" войны, то с гораздо большим успехом она может выдержать моб.напряжение нескольких лет войны "холодной" или "странной".

Как-то так.
0 посетителей, 28 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа