2016/02/17 14:47:10
В дискуссиях, ведущихся по поводу перманентных реформ образования в России, все чаще раздаются реплики о том, что нужно отказаться от вариативности, вернуть единые по всей стране учебники, единую государственную учебную программу, все как было в СССР. Якобы в СССР было лучшее в мире образование. Я не буду спорить здесь с этим мифом, поскольку уже делал это ранее, да и без меня полно попыток аксиоматически обосновать вредности безальтернативного подхода к школе.

Расскажу лишь об экспериментальном пилотажном мини исследовании, которое я предпринял. Сидя в России, мы очень любим сопоставлять наше образование с образованием в европейских странах, особенно, Финляндии, в США и т.д.. Надо сказать, что нам и не снилась пока такая вариативность образования, которая имеется в этих странах, возможность выбирать школы разного типа. Но мы склонны забывать об опыте тех государств, которые когда-то, не так давно, входили вместе с нами в СССР и с которыми мы стартовали в социальном развитии в 90-е годы примерно с одной стартовой черты.

Мне удалось провести фокус-группу и мозговой штурм среди родителей школьников и педагогов в Алматы (Казахстан).

И вот что оказалось. Среднее образование Казахстана сохраняет множество черт образования СССР. Существует единственный тип (государственных) школ, в них обучение ведется по единой государственной программе. Запрещены всякие экстернаты (кроме как для детей инвалидов) и семейное обучение. Ситуация, когда родители оставляют детей дома и не водят его в школу – подпадает под уголовный кодекс.

И что же? Все счастливы, все довольны этим советским по духу и букве образованием?
Ничуть не бывало! Более 50% семей школьников недовольны безальтернативной школой и хотели бы, чтобы существовали альтернативные способы образования детей.

Существует и своеобразный ЕГЭ – ЕНТ, единое национальное тестирование. Проводится сразу по 5 предметам в один день по 25 вопросов (казахский, русский, математика, история Казахстана, пятый предмет по выбору, он и определяет будущую профессию) за 3,5 часа. Как видим, российский ЕГЭ – еще не предел абсурда. Поэтому на территории Казахстана (и других стран СНГ) в июне открываются пункты сдачи РОССИЙСКОГО ЕГЭ, которые позволяет детям поступить в российские вузы. Потому что, как вы понимаете, многие жители Казахстана недовольны и казахскими вузами тоже.

Несколько тысяч семей Алматы втихую, не афишируя это, не водят детей в школы, закрепив детей за российскими школами для дистанционного образования (вот, оказывается, для чего сделано дистанционное образование  для школ России!). Одна из семей пару лет назад заявила о своем несогласии с безальтернативной школой в СМИ и сразу стала героем многочисленных телепередач типа «Путь говорят»… Однако, против родителей было возбуждено уголовное дело, и семья эмигрировала в неизвестную страну.

Появляются и альтернативные школы, в том числе – вальдорфские школы и школы Монтессори. Однако пролицензировать их, придать им официальный статус в настоящее время – невозможно. Нормативной базой не предусмотрены ни такой статус, ни процедуры лицензирования.

Позавчера, 10 февраля был назначен новый министр образования Республики Казахстан – Ерлан Сагадиев, по слухам, очень компетентный и инновационный профессионал сферы образования, лично занимавшийся созданием 2х вузов Казахстана (нам, россиянам, остается только позавидовать!). С ним связываются ожидания решения проблемы безальтернативной школы.

Напрашиваются всего 3 гипотезы, почему ни россияне, ни граждане Казахстана недовольны школой, и, соответственно, 3 варианта решения проблем:
1.     Школа в значительной степени остается советской со всеми атрибутами «советскости».  и именно это вызывает недовольство родителей. Нужно продолжить реформы, уходя от советской эпохи и нащупывая модель адекватную современным условиям.
2.     В советскую эпоху многие родители сами не имели высшего образования и не могли критиковать школу. Учителя в обществе имели более высокий статус, чем эти родители. Те, кто имели высшее образование – были значительно более лояльными. Сейчас же большинство родителей имеет высшее образование и нелояльны к действиям государства, по крайней мере, в образовательной сфере. Учителя по социальному статусу ниже большинства в обществе. Поэтому недовольство школой совершенно естественно, и не нужно обращать на него внимания. Разве что статус учителя в обществе нужно повышать.
3.     Знания, образование, даваемые в школе (как России, так и Казахстана) являются теоретическими и не востребованы в практической деятельности. Ведь характер и традиции российской и казахской школы вытекают из цели школы советской – которой была массовая подготовки кадров для оборонной промышленности и науки, которые в своей основной массе приказали долго жить в 90-е годы. Нужно полностью переосмысливать содержание образования, ЧТО должен знать и уметь каждый член общества. И КОМУ он это ДОЛЖЕН. В принципе, это тоталитарная (авторитарная)  постановка вопроса. Гуманистический подход состоит в том, чтобы развивать и реализовывать потенциал, заложенный в каждого ребенка.


Совсем в духе вариативного образования приглашаем читателя выбрать вариант, который нравится ему больше.
40 посетителей, 45 комментариев, 8 ссылок, за 24 часа