2016/03/23 15:03:48
L1210088.JPG

Осталось рассказать ещё про два нейролептика — из новых, атипичных. Возможно, потом, отдельным постом, будет смысл упомянуть о тех формах выпуска нейролептиков, которые позволяют не принимать их каждый день в таблетках, а делать укол, скажем, раз в две недели, а то и раз в месяц — но посмотрим, стоит ли оно того. А пока — знакомьтесь.


Кветиапин. Он же сероквель, кетилепт, квентиакс, нанторид, лаквель — да много ещё как называется, каждая фирма старалась по-своему его обозвать. Основная точка его приложения — бредовые идеи и параноидный синдром. В этом отношении кветиапин может несколько уступать оланзапину — из него получается чуть более вежливый и деликатный в отношении бредовых конструкций бульдозер, но есть у него и пара особенностей, из-за которых в ряде случаев именно кветиапин предпочитают использовать.


Да, он так же, как и оланзапин, довольно редко и значительно слабее классических нейролептиков вызывает нейролептический синдром. Да, он реже и слабее, чем рисперидон, вызывает заторможенность и сонливость — хотя порою может и так себя показать. Но есть ещё один важный момент: кветиапин, в отличие от оланзапина и рисперидона, гораздо реже может вызвать повышение уровня пролактина в крови и гораздо реже вызывает увеличение массы тела — иными словами, на нём реже полнеют.


И ещё одна особенность: лучше, чем на собственно бредовую или параноидную, кветиапин действует на депрессивно-бредовую и депрессивно-параноидную симптоматику. Иногда, правда (редко, но случаи были) может «выбить» человека в противоположную — маниакальную или гипоманиакальную фазу, и это стоит учитывать. А в целом эта особенность позволяет им пользоваться при лечении не только шизофрении, но и биполярного аффективного расстройства (МДП, как раньше его называли), особенно в депрессивную фазу, когда к собственно депрессии присоединяется вторично бред виновности, самоуничижения, никчёмности и прочей червеподобности. Просто в этом случае (когда депрессивно-бредовый синдром развился при МДП), кветиапин назначают не один, а в сочетании с антидепрессантом. И в принципе его же можно продолжить потом, когда обострение прошло, но намечается переход в маниакальную фазу — но при этом придётся сочетать кветиапин уже не с антидепрессантами, а с нормотимиками (о них рассказ ещё впереди). И ещё одна особенность, которая отмечается и у кветиапина, и у ряда других нейролептиков — это его способность уменьшать глубину эмоционально-волевого снижения или дефекта у шизофреников. Очень важная, надо заметить, особенность.


Арипипразол. Он жа абилифай, зилаксера, амдоал. Возможно, он не так сильно действует на галлюцинации, как солиан и рисперидон, и не столь рьяно противостоит бреду, как оланзапин и серковель. Возможно. Но он и побочных эффектов даёт заметно меньше, чем прочие атипичные (и уж тем более — классические) нейролептики. То есть, гораздо реже при его приёме возникает нейролептический синдром, гораздо реже можно ожидать осложнений со стороны сердца, со стороны эндокринной системы (то есть пролактин, к примеру, он гораздо реже повышает и сахарный диабет очень редко вызывает), он крайне редко влияет на увеличение массы тела. И поэтому арипипразол довольно неплохо использовать как лекарство для длительного поддерживающего лечения — при той же шизоффрении или биполярном аффективном расстройстве, к примеру. А также его с меньшей опаской можно применять, если психоз развился у подростка в возрасте от 13 лет. Или у пациента с сахарным диабетом. Или у пациента с проблемами со стороны сердца. В принципе, в ряде случаев его же можно использовать и для лечения развившегося обострения, а не только для его профилактики.


На этом, пожалуй, о нейролептиках всё. Как считаете, стоит ли написать об их пролонгированных формах?

22 посетителя, 26 комментариев, 27 ссылок, за 24 часа