2016/03/03 11:05:08
L1210030.JPG

Когда я начал рассказывать про нейролептики, кое-кто возопил: мол, что это вы нам про старьё бояном рассыпаетесь! Дескать, весь сумасшедший цивилизованный мир давно уже кушает атипичные препараты, дающие на любое сползание крыши асимметричный кровельный ответ! Поясню. Во-первых, если уж рассказывать — то о всех нейролептиках. А то картина получится неполной, а какое же университетское образование без полной картины? Правильно, никакое.


Во-вторых, сумасшедший цивилизованный мир, дружно кушающий атипичные нейролептики — это голубая мечта фармкомпаний, которые эти лекарства производят. Но реальность выглядит несколько разнообразнее, и на том же пресловутом западе в ходу не только атипика, но и вполне себе классика. Почему? А это уже в-третьих.


В-третьих, атипичные нейролептики тоже (вот ведь неожиданность!) имеют свои побочные эффекты. Они тоже, хоть и в меньшей степени, способны вызывать нейролептический синдром (а ведь не в последнюю, если не в первую очередь из-за него их стали разрабатывать). И на обмен веществ влияют порою сильнее, чем типичные. И при этом не всегда их действие на галлюцинации, бред и прочие симптомы психоза бывает сильнее, чем у классических нейролептиков. Кроме того, стоит учесть, что есть ещё индивидуальная чувствительность и индивидуальная непереносимость лекарств — и станет понятно, почему классику ещё не отлили в граните и не задвинули куда-нибудь подальше в запасники медицинских музеев.


Но довольно отступлений, перейдём к самим атипикам. Строго говоря, первыми их представителями были азалептин и эглонил. О них я уже успел рассказать, теперь очередь за более новыми, которые сейчас массово используются.


Рисперидон. Он же рисполепт, риссет, торендо, рисполюкс... ой, все фирменные названия и не перечесть. Впервые появился (точнее, был одобрен вскими комиссиями и ассоциациями) в 1993, и настали золотые деньки для компании Янссен, которая его и стала выпускать.


Основной спектр действия рисперидона — это галлюцинации и бред. Либо и то, и другое, когда оно идёт в комплекте параноидного (галлюцинаторно-параноидного) синдрома. Здесь стоит отметить, что на галлюцинации и на бред вторичный (тот, который родился под действием галлюцинаций: что вижу-слышу — о том и брежу) рисперидон действует сильнее, чем на собственно бред. Тот, который первичный, который кристаллизовался у того же, к примеру, паранояльного пациента сам по себе, без галлюцинаторных рюшечек, и оными не сопровождается. Кроме того, можно использовать рисперидон, чтобы унять, пригасить маниакальный аффект — но тоже не всегда силы нейролептика на это хватает. Есть у рисперидона и мягкий успокаивающий эффект — но ахтунг! Это не повод совать его любому, у кого вдруг развилась тревога или беспокойство — мол, он, в отличие от транквилизаторов, привыкания не даёт. Рисперидон не для этого применяется!


Да, рисперидон даёт заметно менее выраженный нейролептический синдром, и заметно реже его вызывает, чем, к примеру, галоперидол. Но тоже может вызвать. За счёт того, что препарат в этом отношении мягче, его можно назначить и в дозе побольше, и тем, кто к нейролептикам более чуствителен — к примеру, пациентам, чей психоз был обусловлен органическим поражением головного мозга, или же пожилым людям с галлюцинациями и бредом. А уж пациентам с шизофренией, как говорится, сам бог велел. Другое дело, повторюсь, что не всегда эффект от него ожидаемо хорош. Часто — но не всегда.


Кроме того, именно рисперидон чаще, чем другие атипичные нейролептики (тут по частоте с ним может сравниться разве что амисульприд) повышает уровень в крови такого гормона, как пролактин. А это — набор массы тела, вплоть до ожирения, это сбой менструального цикла, вплоть до исчезновения месячных (не навсегда, но всё равно неприятно) у женщин, гинекомастия и снижение потенции у мужчин, и, что наиболее неприятно — это (иногда, но тем не менее) риск развития сахарного диабета второго типа. Ну и другие прелести повышения уровня пролактина в крови. И это не считая других, более редких, но возможных побочных эффектов, а также аллергии.


Тем не менее, препарат неплох. И это причина, по которой он стал одним из основных, что назначают в первую очередь при манифесте или очередном обострении шизофрении. Да и при многих других психозах тоже. Основным, но, повторюсь, не единственным.


О других атипичных нейролептиках я продолжу рассказывать в следующих постах.
3 посетителя, 57 комментариев, 50 ссылок, за 24 часа