2012/10/15 06:41:53

Настал момент рассказать о том, как учат на программе MBA в Инсеаде. Чему учат – буду писать отдельно подробные отзывы по предметам и преподавателям. Пока что первый период не окончен, так что по содержанию учёбы пост будет позже. Сегодня расскажу о том, как проходит сам процесс обучения и чем он отличается от привычных нам методов.

Это очень интересная тема, поскольку совершенно очевидно, что будущих лидеров бизнеса невозможно учить так, как мы привыкли учиться в институтах: слушать умные, но скучные лекции пожилых профессоров, писать рефераты и курсовые работы, читать огромное количество книг по предмету, чаще всего 1950-60-х годов выпуска. Скажем так, филологический факультет МГУ, на котором мне довелось учиться в своё время, впитал в себя массу советских примочек, поэтому у меня культурный шок в плане обучения особенно сильный.



Во-первых, учёба здесь происходит в интерактивном формате: преподаватель ведёт дискуссию со студентами, которые дополняют тему примерами из собственной профессиональной практики. Какие-то задания выполняются в группах, в парах, прямо в аудитории или в специальных break out rooms. INSEAD также применяет известный кейс-метод в обучении, основателем которого стала Гарвардская школа бизнеса. Кейс-метод выглядит следующим образом: преподаватель выбирает тему урока и подбирает к ней кейс – реальный случай из бизнес-практики, который произошёл какое-то время назад. Проблема и пути её решения обсуждаются в классе, и по мере решения тех или иных заданий преподаватель “раскрывает карты” и говорит, как ситуация развивалась дальше в реале и предлагает следующую проблему с новыми вводными данными. В детстве я читала комиксы, в которых ты сам выбирал исход ситуации для персонажей и сразу перелистывал книгу на ту страницу, где излагался твой вариант событий. Вот кейс метод очень похож на эту логику. Что меня удивило, так это то, что персонажи кейса легко гуглятся, их можно найти на LinkedIn и пообщаться лично на предмет того, почему и как они поступили определённым образом в той или иной ситуации. На одном из занятий по Introduction to General Management мы рассматривали кейс с забастовкой рабочих на бельгийских авиалиниях. Там была сложная этическая дилемма, с которой столкнулся свежий выпускник Инсеада, которого эти авиалинии наняли на работу. Поскольку в кейсе использовались реальные имена, некоторые мои одноклассники смогли найти того человека и пообщаться с ним на тему того, чем всё закончилось (в кейсе не было сказано, что стало с главным героем). Вот такое пересечение реальности с теоретическим, казалось бы, обучением, шокирует с первого дня довольно сильно.

В силу большой интерактивности обучения нет деления на семинары и лекции – по сути это всё семинары. Ещё существует разновидность предмета – tutorials. Это такие уроки для отстающих, которым тяжело даются предмета. Им помогают освоить основы и прорешивают практические упражнения на медленной скорости. Мои это, то есть, занятия =). Помогают не совсем уж гореть в аду от математики =).

Второе большое отличие от советской системы образования – в бизнес-школе делается огромный упор на командную работу. В МГУ нас делили на потоки и группы чисто для облегчения организации учебного процесса. Здесь же мы с моими одногруппниками реально работаем бок о бок и постоянно выполняем совместные задания. Чаще всего это групповые кейсы, дискуссии, feedback-сессии. И здесь тоже прослеживается явная связь с реальностью – в бизнесе человек очень редко может полагаться лишь на себя, как правило, результат его работы зависит от команды, департамента, других коллег, поэтому научиться тому пресловутому teamwork обязательно нужно. За два месяца обучения нам всего один или два раза давали какие-то индивидуальные задания. Это очень большая редкость.

Третья особенность. MBA программа учатся взрослые, сложившиеся люди. Профессора, при всём своём авторитете и уме, всё же не могут встать по отношению к нам в позицию абсолютного превосходства, как принято в российской системе образования. Западный мир в этом плане гораздо более демократичен и прост. Поэтому общение происходит более-менее на равных, и хотя у каждого профессора есть ассистент, студенты могут совершенно спокойно написать преподавателю имейл, скинуть интересную ссылку, потрепаться о жизни в местной кафешке. Оборотной стороной “взрослости” является практически полное отсутствие учебной дисциплины по сравнению с советской системой. Скажем, у нас считается невозбранным выйти посреди урока, чтобы купить воды или поесть, есть на уроке, сидеть на стуле в позе лотоса, полулежать, приходить больным и громко сморкаться-сморкаться-сморкаться, переписываться по смс и читать что-то на айпаде =). В МГУ нас за это буквально стреляли, да и никто особо не пытался – авторитет преподавателей был незыблемым =). А здесь негласно читается, что если человек заплатил столько денег за обучение и всё равно предпочитает сидеть в фейсбуке, ну и ради Бога, пусть сидит =). Такой вот взрослый подход. Отсюда же вытекает то, что студенты чувствуют себя не учениками, а клиентами, и Инсеад они воспринимают не как священную alma mater, как а поставщика услуг, и если что-то вдруг не так, то пишут претензии декану и его команде. Претензий много, естественно, мы же все прирождённые организаторы, так что декан каждый год имеет дело с сотнями оптимизационных предложений от студентов, и многие из них реализуются. Я вот коплю списочек своих предложений. Ведь мы как будущие выпускники очень заинтересованы, чтобы школа продолжала находиться на вершине мирового рейтинга, чтобы в неё продолжали приходить лучшие студенты со всего мира – поэтому наша задача состоит в том, чтобы постоянно улучшать качество опыта, который получают студенты Инсеада, и каждый старается внести свой вклад.

Четвёртое отличие: методы обучения. Старые талмуды об извечных ценностях в качестве учебных материалов на MBA программе не прокатывают. Обучение ориентировано исключительно на практику, поэтому в качестве учебных пособий используются либо новейшие учебники, либо (чаще) статьи из современных бизнес-изданий типа Harvard Business Review, случаи из реальной бизнес-практики, опыт преподавателя и студентов. Любой материал имеет самое непосредственное практическое применение. Например, на уроке по статистике и теории вероятности мы проходим регрессии. И вместо того, чтобы нудно жать кнопочки в Экселе, мы изучаели интересные данные: например, зависимость уровня зарплат выпусников Инсеада от их оценок, национальности, балла по GMAT и т.д. Или, например, пытаемся предсказать уровень продаж компании в зависимости от инвестиций в разработку продукта, маркетинговых кампаний, цены, компенсаций сотрудников и т.д. Наш преподаватель по статистике вообще выдающаяся личность: она обожает устраивать со студентами споры на деньги. Например, наша секция уже проиграла 3 или 4 спора – из самых запоминающихся был спор о том, что в нашей секции есть люди, у которых день рождения в один день. Мы тогда ещё только начинали учиться и не знали, что вероятность этого событий в секции из 70 людей более 80% и потому яростно опровергали это предположение =). Такие споры, особенно когда именно ты проиграл живые деньги, хорошо запоминаются =). Несколько споров наша секция выиграла, и тогда преподаватель платил из своего кошелька, а деньги шли в так называемый champagne fund, который оплачивает вечеринки нашей секции. Многие преподаватели дарят бутылки с шампанским людям или группам, которые выигрывают в учебных конкурсах или, например, получают самую высокую оценку за кейс. В рамках курса по микроэкономике 39 групп на обоих кампусах играли в симуляционную игру, имитирующую ситуацию совершенной конкуренции на рынке. Команды, занявшие три первых места, выиграли по бутылке шампанского. Шампанское обычно дорогое, и это добавляет мотивации =). Ну и вообще есть такая тенденция, что разные даже самые теоретические концепции иллюстрируются понятными и зачастую очень забавными примерами. Вот так мы изучали теорию игр и понятие Nash Equilibrium:

Преподаватели в Инсеаде достойны отдельного упоминания, и про них будет отдельный пост. Хочу лишь заметить, что все они харизматичные, совершенно не стандартные личности, и у каждого есть чему поучиться. Это не клонированные бизнес-тренеры и не типичные представители университетских кафедр, это люди, которые работают с очень сложной аудиторией – MBA студентами, сложившимися людьми, которых надо уметь заинтересовать. Могу вас заверить, что завоевать уважение MBA класса это та ещё задача, и им это удаётся. Абсолютная звезда первого периода – профессор по финансовым рынкам Pierre Hillion. Он сочетает в себе невероятно глубокое и в то же время актуальное знание предмета с феерическим чувством юмора, мы ждём каждый его урок как праздник, хотя сама по себе тема мягко говоря не вызывает энтузиазма. Не удивительно, что Пьер самый частый объект студенческих пародий на ежегодном Инсеадовском кабаре:

Вообще наличие кабаре и активной студенческой жизни в целом – ещё одна важная особенность обучения в Инсеаде. Будет правильно сказать, что это типичная черта западного подхода к образованию. Этот подход включает в себя наличие разных студенческих клубов, традиционных мероприятий, праздников и просто забавных традиций. Одна из Инсеадовских традиций – национальные недели. Каждый год проходит голосование за страны, которые получат возможность провести свою национальную неделю в течение года. К этому голосованию претенденты готовят видеоролик и стенд с разными национальными сувенирами, едой, напитками, играми и т.д. Всё это происходит приблизительно вот так:

Дальше представители отобранных стран проводят свою неделю -  в среднем, раз в месяц-два. За полтора месяца, что я учусь, у нас было уже две национальные недели – ливанская и японская. На ливанской неделе на кампусе стояли кальяны, проходили уроки арабского и танца живота. На японской неделе мы распивали саке, учились разрубать арбуз и смотрели японские ужастики. Как правило, любая национальная неделя включает в себя бесплатные и платные мероприятия. Бесплатные – это уроки и весёлые игры на кампусе, национальные завтраки по утрам, фильмы, конкурсы, именные таблички и т.д. Платные – это национальный ужин в ресторане в среду, национальная вечеринка в пятницу и футболка с логотипом недели. Студенты обычно занимаются солидным файндрейзингом для проведения мероприятий среди сочувствующих организаций типа Bain и Booz, а потом возвращают спонсорам всю прибыль, заработанную на продаже билетов.

Вот некоторое количество инстафоток с прошедших недель:

загруженное (1) загруженное (2)загруженное (3) загруженноезагруженное (5) загруженное (4)

На YouTube выложено огромное количество видео с bidding videos, ищутся по ключевым словам INSEAD NAtional Week.
Я на прошлой неделе засняла процесс Amphi Storming и выложила на фейсбук:

Ещё к студенческой жизни относятся самые разнообразные мероприятия, которые проводятся самостоятельно каждой секцией. В каждой секции есть свои student life representatives, которые устанавливают правила, координируют бюджеты, проводят конкурсы. Из того, что недавно делали мы. Во-первых, мы договорились, что у нас теперь нельзя опаздывать на занятия. Опоздание = штраф 5 SGD в счёт champagne fund. Такой же штраф за звонок телефона во время урока. Также проводятся еженедельные конкурсы на самую глупую шутку, sleeping beauty для тех, кто постоянно спит на уроках из-за похмелья после ladies night в каком-нибудь клубе, специальная награда  least sleep to comment time awad для умных консультантов из Маккинзи, которые могут проспать большую часть урока, а потом всё равно найдут способ очень в тему прокомментировать профессора, тем самым заработав себе очки за class participation. Ещё давно уже ставшая традиционной забава – игра “Bingo!”. Каждая группа в секции платит по 10 SGD и получает карточки со словами, которые члены команды должны использовать во время урока в комментарии или вопросе. Побеждает и забирает все деньги та команда, которая наибольшее число раз произнесёт свои слова и сможет после этого вставить ещё и слово “Bingo!”. Высшим пилотажем считается произнести слово настолько удачно, что профессор будет вынужден его повторить сам несколько раз. Наша секция начала играть в “Bingo!” на лекции по микроэкономике, которые проходят обычно весьма спокойно. Креатив зашкаливал, и народ умудрился использовать в контексте спроса, предложения и эластичности цен такие слова, как daffodils, Casablanca, Hulk и даже целые фразы аля “Here’s what I’m telling you, kids..”!

Я здесь сознательно опускаю рассказы о вечеринках, клубах и прочих extracurricular activities, которые проходят за пределами кампуса, поскольку в ЖЖ не хватит количества терабайтов, а у меня человекочасов, чтобы описать все барбекю, дискотеки, вечеринки и дни рождения, которые я посещаю каждую неделю. Просто поверьте, что жизнь кипит =).



DSCF0637

Вот такие у нас будни. Теперь вы понимаете, почему я не могу за пять минут качественно ответить на вопрос: “Ну что у вас там на учёбе происходит?” =)))

100 посетителей, 29 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа