2012/05/30 17:54:05
Васю подвергли разумной критике. Ведь я не отобрал у него абсолютно все цены при планировании - у него есть цены продаваемых им картин, у него есть цены средств производства, пусть между ними и нет разницы... Короче, Вася таки пользуется ценами. Между тем, выяснилось, что оказывается "неинтересно" планировать потребности низшего порядка (типа еды и воды), потому что тут краснопузым помогает человеческая биология, которая как назло облегчает дело. И еще, что Вася - слишком уж просто для экономики, где людей много.
Картинко для крысоты
Поэтому сейчас мы отправимся в путешествие в систему, призванную произвести конечный продукт высшего порядка (развлечение - пожалуй, тут в килокалориях предпочтения не измеришь), но где ценовые сигналы в процессе выбора не распространяются в принципе.

Возьмем организация "Энтерсофт". Это люди, которые образовали сообщество, чтобы развлечь самих себя и всех остальных. На выходе "Энтерсофт" производит набор продукции. Частично это продукция для конечного потребления: компьютерные игры, трехмерные мультфильмы. Частично это продукция, которая может сама быть использована в качестве средств производства: трехмерные редакторы, приложения для обработки видео, разного рода утилиты для работы с файлами, программные среды.

В "Энтерсофте" и вокруг него нет ценовых сигналов ни на одно из этих средств производства. По правилам игры, "Энтерсофт" может предоставлять конечную продукцию и промежуточную продукцию только бесплатно. Для создания компьютерной игры "Энтерсофт" придется выбрать среду программирования, трехмерные и иные графические редакторы, мелкие утилиты для разных задач и операционную систему. Итак, людям из "Энтерсофт" придется выбрать из множества существующих бесплатных программ.

Каждый выбор воздействует на систему. Например, выбор "Энтерсофт" неких утилит приведет к росту популярности этих утилит, т. к. сотрудники "Энтерсофта" увеличает количество скачиваний. Это будет отражено в интернет-статистике, которую видят все остальные пользователи - они же и производители.

Утверждать, что в отсутствие ценовых сигналов "Энтерсофт" не сможет выбрать программы, а выбор этих программ в свою очередь не приведет к выбору третьих, четвертых и пятых программ (вплоть до операционной системы) - нелепо. "Энтерсофт" не только сможет выбрать программы, но и заменять их, если заметит, что какие-то программы работают лучше. Потому как потребности сотрудников, производящих конечный продукт (будь то мультфильм или игра) будут определять, какие программы выбрать для производства этого конечного продукта.

Самое интересное, что здесь будет работать мнение большинства. Сообщество будет видеть, какие программы скачиваются чаще, и усилия разработчиков явно сосредоточатся на более успешных проектах - люди, замечая разницу, будут постепенно переходить из менее успешного и популярного проекта в более популярный. Их труд будет перераспределяться в пользу тех проектов, которые пользуются наибольшей популярностью.

Для производства каждого из промежуточных средств производства (редакторов, пакетов обработки, утилит и т. д.) тоже требуется выбрать средства производства. И это тоже делают люди, как внутри "Энтерсофт", так и вне этого сообщества.

Вы можете начать упирать на то, что здесь якобы все ресурсы неограничены. Это не так. Время людей, их труд ограничены всегда, какими бесплатными ни были бы программы-средства и программы-конечные продукты.

Вот и все.
30 посетителей, 24 комментария, 0 ссылок, за 24 часа