2015/05/22 20:04:54

В последнее время общественность бурлит, словно китайский электрочайник, обсуждая все новые и новые законодательные ограничения в российском сегменте Интернета. Что ж, интернеты-шминтернеты, это, конечно, очень важно, без них нам никак не обойтись: ведь мы, собственно, в этих самых интернетах практически и живем, изредка отвлекаясь только на то, чтобы добежать до уборной. Именно поэтому на днях мы с коллегами за бокальчиком вкусного компота обсуждали возможные альтернативы Всемирной, прошу прощения, Сети. Поговорили за TOR и I2P, перемыли все до единого байты технологии VPN, а потом беседа как-то незаметно скатилась к старой и доброй сети Fido…

Скажу сразу, что Фидонет с его «тымйлами», эхоконференциями и «голыми дедами» прошел как-то совершенно мимо меня. Посмотрел я на это дело у одного из приятелей, державших на домашнем компе ноду, и чего-то не впёрло. Зато в процессе беседы вспомнилось мое самое любимое развлечение первой половины 90-х годов. Называлось оно BBS, они же – Bulletin Board Systems. Помните? Во-о-от… О них и речь.

В самом начале девяностых годов, когда IBM-совместимые персоналки уже окончательно вытеснили с рынка «Спектрумы», стали плодиться, как грибы после дождя, всевозможные компьютерные магазины, магазинчики и лавочки. Держал несколько таких карманных магазинов и отец моего однокурсника, причем не просто держал, а собирался расширяться, открыв еще одну точку в небольшом подвальчике на проспекте Большевиков. Собственно, тот самый приятель и предложил мне немного подзаработать, собрав ударную комсомольскую команду студентов-раздолбаев с благородной целью сделать в этом подвальчике косметический ремонт. Денег хотелось сильно, а жаба душила жутко, потому командой я решил пренебречь и взялся за ремонт своими силами. Стелил линолеум, красил потолок, прикручивал плинтусы, обшивал декоративными панелями стены. Когда работа была наконец завершена, и я явился за расчетом, выяснилось, что свежеотремонтированный подвальчик уже на фиг никому не нужен, потому что папашу однокурсника по доброй традиции развеселых девяностых как раз совсем недавно грохнули, и денег, чтобы заплатить мне, у него, собственно, нет. В счет оплаты мне было предложено взять один из оставшихся на складе компьютеров.

Так я стал счастливым обладателем IBM PC AT 386 в элегантном десктопном корпусе. Зверь-машина была оснащена черно-белым монитором EGA, мегабайтом оперативки, 40-метровым винчестером и — вау! — ISA-шным модемом на 2500 бод. По меркам 1994 года это был просто электронный монстр.

Поскольку никакими интернетами на Руси тогда даже не пахло в принципе, народ развлекался теми самыми BBS-ками, о которых я упомянул в самом начале. Как это работало? Да очень просто. В Ленинграде по рукам ходил список телефонных номеров, дозвонившись на которые модемом, можно было услышать характерный писк устанавливающегося соединения. Правда, иногда вместо писка можно было услышать и отборные матюги, потому что звонили мы в основном глубокой ночью, когда все нормальные люди спят, а телефонные номера переписывались от руки, в силу чего в списки нередко закрадывались досадные ошибки.

После установки соединения нужно было дважды нажать клавишу «Esc», чтобы на экране открылось текстовое меню. Дальше уже все зависело от желания дозвонившегося: можно было почитать оставленные другими пользователями электронные сообщения или отправить собственное, скачать какую-нибудь полезную программку из предложенного списка или, например, фотографию голой тетки, криво отсканированную из польского журнала. В некоторых случаях для скачивания чего-нибудь полезного следовало сначала залить на BBS что-нибудь другое — чем большим числом нужных файлов ты поделился с общественностью, тем больше времени тебе давали на загрузку другого контента. Такой вот древний торрент доинтернетовской эпохи. Да, и с самого момента соединения на экране тикал таймер — по истечению определенного времени наступал коварный дисконнект и связь автоматически разрывалась. Дальше нужно было дозваниваться заново, прорываясь на линию сквозь короткие гудки сигнала «занято».

Иными словами, BBS представляли собою эдакую смесь электронной доски объявлений и файлообменника, причем все это — исключительно в текстовом режиме MS-DOS. MS-DOS, Карл! Разумеется, на трескучих советских телефонных линиях, работавших с огромным количеством помех, дозвониться и установить нормальное соединение до вожделенной BBS-ки было порой нереально. А как было обидно, в очередной раз набрав в командной строке «ATDP [number]», и достучавшись до борды с первого раза, начать загрузку файла и получить разрыв соединения из-за очередной помехи в самый разгар скачивания!

Разумеется, BBS-ки держали на своих компах самые обычные люди - такие же компьютерные фрики, как я. Некоторые организовывали BBS на рабочей машине, подключив ее к телефонной линии и запустив на ней соответствующую программу перед уходом домой. Вот почему в списках, называвшихся BBS-листами нередко указывалось строгое время дозвона до станции: звонок в неурочное время мог повлечь за собой неприятности для организатора такой «подпольной» BBS.

Сами организаторы назывались тогда «системными операторами», или сокращенно - сисопами. Термин «системный администратор» появился на свет много позже и совсем в другом контексте. Сисопы время от времени собирались на тусовки, называвшиеся «сисопками» - там они пили пиво, купались в фонтанах и делились разными компьютерными новостями.

Иногда, дозвонившись ночью до BBS, можно было набрать в командной консоли команду YELL - с ее помощью можно было вызвать сисопа станции на диалог, что-то вроде примитивного чата. Если сисоп не спал, он мог даже ответить - поболтать с сисопом считалось большой удачей. Данная функция называлась в народе «сисопа на ель!» или «сисопа на ёлку!».

Ну, а потом появился Интернет и BBS-ки как-то сами собою затухли. А жаль. Прекрасное было время!





11 посетителей, 10 комментариев, 73 ссылки, за 24 часа