2015/12/19 19:17:57
Каюсь - меня никогда не посещало желание бегать зайцем по ЦПКиО, или по арендованным у честных пейзан лесам и полям, размахивая деревянным "мечЕм", будучи завернутым в цветные простыни. В общем, я никогда не страдал "толкинутостью". Однако все сочинения Профессора, которые можно прочесть в переводе, не охотясь за редкими малотиражными журналами, я добросовестно проштудировал, и Толкин навсегда в когорте моих наилюбимейших авторов "писаний буков невстоблик". Почему... Потому что блестяще справлялся с тем, что я всегда любил больше всего в жизни - синтезирование нового-необычного с помощью старого-давнознакомого. Каждый кусочек, из которого выстроено Средиземье (или, как некоторые любят нынче выпендриться, Средьземелье) - Артуриана, "Мабиногион", "Калевала", скандинавский Епос, шотландские баллады и проч. - мною отдельно искренне любим настолько, что винегрет из них для меня подлинно гурманское блюдо. И да-да, "Сильмариллион" и "Детей Хурина" я люблю намного больше, чем дИтячьего "Хоббита" и попсового "ВК".
Посему рано или поздно (это смотря с какой стороны смотреть) меня посетило желание почитать уже наконец что-нибудь о самом Профессоре. Тогда я разжился буком Сергея Алексеева "Дж. Р. Р. Толкин". И в общем-то, несмотря на сукноватое и слишком уж бедное фантазией название, результат меня не разочаровал.
Книга, понятное дело, делится на неравные части, коих формально четыре, а по сути две - жизнь и творчество. Биографии Толкина посвящено страниц 120, плюс две главки (объединенные заголовком "Толкин и окружающий мир") "Толкин и политика" и "Толкин и религия". Они дают, ИМХО, достаточно сведений о семье, "этапах жизненного пути", друзьях, склонностях и симпатиях-антипатиях, откликах и реакции на окружающую действительность со стороны Профессора. Толкин неожиданно предстает страстным, эмоциональным, склонным к резким суждениям и к разделу мира на "хорошее" и "не моё" консерватором (но не ретроградом). Ненависть к фашизму соседствует в нем с не менее, пожалуй, отрицательным отношением к коммунизму (его ответ на просьбу немецкого издательства предоставить "доказательства арийского происхождения" для издания "Хоббита" в нацистской Германии - редкий образец саркастической иронии и злобной сатиры). Черчилля он саркастично называет "наш маленький УСЧ", Сталин - это однозначно Саурон, СССР - Мордор со злобными орками и забитыми рабами, а Гитлера бесконечно ненавидит за "несмываемое пятно", легшее на слово "нордический" и "германский культурный идеал".
Но бОльшая часть книги, естественно, посвящена творчеству Профессора. В одной части описывается история создания мира Средиземья, от первых юношеских опусов и фантазий до огромного пласта так и оставшихся необработанными набросков, примечаний и уточнений к "классическому канону" и "большой, самой большой книге сказаний". А другая часть (наверное, самая интересная в книге) - это сравнение Толкина с теми авторами, кто влиял на него, мог влиять или вызывал жесткое отторжение (и этим тоже влиял). Как относился Толкин к Шекспиру, Спенсеру, Мильтону, Водсворту, Кольриджу, читал ли (и нравилось ли оно ему) Кэррола, МакДональда, Дансени, Ховарда и многих иных, что из всего этого, наконец, в том или ином виде попало на страницы его сочинений...
В общем, для тех, кто не решил посвятить жизнь толкиноведению, но очень хочет быть в курсе "основных трендов" и "культурных парадигм", это очень интересное и полезное чтение. "Мне так кааца" (с)



55 посетителей, 33 комментария, 1 ссылка, за 24 часа