2016/02/12 19:59:38
На днях в Вашингтоне прошла пресс-конференция по проекту бюджета ВВС США. Мало кто бы придал этому событию весомое значение, если бы на докладе генерал не упал в обморок.



В соцсетях подметили, что произошло это во время вопроса о финансировании малозаметного истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35.

На первый взгляд, ничего необычного. У любого из нас может резко подскочить давление, и мы потеряем сознание. Причиной того может стать сильный стресс. Что же заставило генерал-майора так сильно волноваться?

Дело в том, что Пентагон сильно озабочен доработками самолета. Перед разработчиками (Lockheed Martin) стоит сложная задача по доработке истребителя, иначе многомиллиардные вложения вылетят в трубу.

Только по первым двум контрактам мелкосерийного производства возник перерасход средств на 771 млн. $. Это не могло остаться незамеченным. У простых американцев возникло много вопросов. На что же тратятся деньги налогоплательщиков?

Амбициозность американцев может сыграть с ними злую шутку. В истребителе 5-ого поколения они хотят совместить лишь одни достоинства, причем универсальные. Самолет должен подходить вооруженным силам ВВС и ВМФ. На практике решения устраивающие флот, совершенно не устраивают ВВС.

Например, из-за высоких требований к малозаметности тормозной гак расположен от стойки шасси всего лишь на расстоянии 1 метра. Это сильно усложняет посадку самолета на авианосец. Подобный трюк удавался лишь нескольким пилотам. Сделать гак телескопическим они тоже не могут, так как его прочность существенно снижается.

тормозной гак f35
Тормозной гак F-35

Катапультирование способно убить пилота

Кресло с пилотом во время покидания самолета начинает вращаться, в результате создается большая нагрузка на шейные позвонки. Если вес пилота будет ниже среднестатистического, то его шея может сломаться.

Взрывоопасность топливной системы

Из освобождающегося пространства в топливных баках нужно вытеснять воздух, иначе может произойти возгорание. Бортовая система F-35, генерирующая инертные газы, работает нестабильно, соответственно нет 100% защиты от воспламенения топлива в баках.

Сложная и долгая дозаправка

На последних модификациях этого самолета используется классическая система дозаправки в воздухе, скорость которой оставляет желать лучшего. Из-за особенностей конструкции истребителя топливо нельзя подавать под большим давлением.

Тяжелый и ненадежный двигатель

В погоне за универсальностью разработчикам двигателя F-35 не удалось добиться особых успехов. Эксперты называют двигатель самым большим, тяжелым и горячим из когда-либо устанавливавшихся на истребители. Для вертикальной посадки используется турбовентилятор, который создает дополнительную нагрузку и не позволяет использовать двигатель на полную мощность. Проблемы с перегревом конструкторы могут решить, а вот с большим весом ничего поделать не могут.

Невысокая маневренность

Пентагон не планирует повышать этот показатель. У самолета нет возможности менять вектор тяги.
Что касается перегрузки по виражам (снижена с 9g до 4,6g) и набора скорости (от 0,8 М до 1,2 М увеличено на 8 секунд), то они не приемлемы даже для истребителей 4 поколения.

Сложности с программным обеспечением

В этой части проекта проблем больше всего. Программный код будет иметь около 10 млн строк. Из-за его сложности сроки переносились уже несколько раз. Например, пушка, есть, а программы для управления ею еще нет, и не будет готова ранее 2019 года.
Большое внимание уделяется системам обнаружения. Это будет одним из главных преимуществ F-35.

Рекордная дороговизна эксплуатации

Заявленная производителем стоимость 1 летного часа F-35 составляла 24 тыс $, но за 3 года эта цифра выросла до 50 тыс $. В стоимость входит оплата работы наземных спецслужб, зарплата пилота, стоимость узлов заменяемых во время ремонта. Стоимость сгоревшего топлива не учитывается.

Список проблем гораздо больше, чем указано в докладе военного ведомства.

Теперь Вы понимаете, в какой ситуации находился генерал-майор на пресс-конференции. Абсолютно любой вопрос журналиста об этом самолете мог поставить докладчика в неудобное положение и оставить несмываемое пятно на репутации вооруженных сил США. Первая модель F-35 была построена в 2006 году. Прошло 10 лет, а истребителя с заявленными характеристиками до сих пор нет. Назревает большой скандал. Страны, которые инвестировали в этот проект, продолжают сокращать планы по закупкам.

Закупки сократили:
Австралия с 100 до 75 шт
Великобритания с 138 до 48 шт
Италия с 131 до 90 шт
Дания с 48 до 30
Нидерланды с 85 до 55
Последние вообще заявили, что будут покупать долгожданную новинку только после независимого анализа.

На карту поставлено слишком много. Это не только миллиарды долларов, но и имидж мировой державы.
Вполне логично, что в условиях серьезных финансовых сокращений оборонного бюджета США программа по доработке F-35 остается приоритетной и не испытывает финансовых ограничений. США по-прежнему планируют купить 2443 самолета.

Зная все перечисленное выше, обморок во время вопроса о финансировании этого проекта выглядит настоящей военной хитростью. Самочувствие генерала отвлекло журналистов, и он смог выйти из воды сухим. Американцы выиграли время, чтобы закончить свой проект и подтвердить свое мировое лидерство, но получится ли это?

Эксперты говорят о целесообразности заменить F-35 на более раннюю модель F-22, которая уже хорошо себя зарекомендовала, в связке с беспилотниками. Завышенные требования Пентагона к универсальности машины привели к многомиллионным тратам, что ни есть хорошо в условиях экономического кризиса.
94 посетителя, 65 комментариев, 24 ссылки, за 24 часа