В соцсетях подметили, что произошло это во время вопроса о финансировании малозаметного истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35.
На первый взгляд, ничего необычного. У любого из нас может резко подскочить давление, и мы потеряем сознание. Причиной того может стать сильный стресс. Что же заставило генерал-майора так сильно волноваться?
Дело в том, что Пентагон сильно озабочен доработками самолета. Перед разработчиками (Lockheed Martin) стоит сложная задача по доработке истребителя, иначе многомиллиардные вложения вылетят в трубу.
Только по первым двум контрактам мелкосерийного производства возник перерасход средств на 771 млн. $. Это не могло остаться незамеченным. У простых американцев возникло много вопросов. На что же тратятся деньги налогоплательщиков?
Амбициозность американцев может сыграть с ними злую шутку. В истребителе 5-ого поколения они хотят совместить лишь одни достоинства, причем универсальные. Самолет должен подходить вооруженным силам ВВС и ВМФ. На практике решения устраивающие флот, совершенно не устраивают ВВС.
Например, из-за высоких требований к малозаметности тормозной гак расположен от стойки шасси всего лишь на расстоянии 1 метра. Это сильно усложняет посадку самолета на авианосец. Подобный трюк удавался лишь нескольким пилотам. Сделать гак телескопическим они тоже не могут, так как его прочность существенно снижается.
![тормозной гак f35 тормозной гак f35](http://ic.pics.livejournal.com/bender190191/32294654/912072/912072_900.jpg)
Тормозной гак F-35
Катапультирование способно убить пилота
Кресло с пилотом во время покидания самолета начинает вращаться, в результате создается большая нагрузка на шейные позвонки. Если вес пилота будет ниже среднестатистического, то его шея может сломаться.Взрывоопасность топливной системы
Из освобождающегося пространства в топливных баках нужно вытеснять воздух, иначе может произойти возгорание. Бортовая система F-35, генерирующая инертные газы, работает нестабильно, соответственно нет 100% защиты от воспламенения топлива в баках.Сложная и долгая дозаправка
На последних модификациях этого самолета используется классическая система дозаправки в воздухе, скорость которой оставляет желать лучшего. Из-за особенностей конструкции истребителя топливо нельзя подавать под большим давлением.Тяжелый и ненадежный двигатель
В погоне за универсальностью разработчикам двигателя F-35 не удалось добиться особых успехов. Эксперты называют двигатель самым большим, тяжелым и горячим из когда-либо устанавливавшихся на истребители. Для вертикальной посадки используется турбовентилятор, который создает дополнительную нагрузку и не позволяет использовать двигатель на полную мощность. Проблемы с перегревом конструкторы могут решить, а вот с большим весом ничего поделать не могут.Невысокая маневренность
Пентагон не планирует повышать этот показатель. У самолета нет возможности менять вектор тяги.Что касается перегрузки по виражам (снижена с 9g до 4,6g) и набора скорости (от 0,8 М до 1,2 М увеличено на 8 секунд), то они не приемлемы даже для истребителей 4 поколения.
Сложности с программным обеспечением
В этой части проекта проблем больше всего. Программный код будет иметь около 10 млн строк. Из-за его сложности сроки переносились уже несколько раз. Например, пушка, есть, а программы для управления ею еще нет, и не будет готова ранее 2019 года.Большое внимание уделяется системам обнаружения. Это будет одним из главных преимуществ F-35.
Рекордная дороговизна эксплуатации
Заявленная производителем стоимость 1 летного часа F-35 составляла 24 тыс $, но за 3 года эта цифра выросла до 50 тыс $. В стоимость входит оплата работы наземных спецслужб, зарплата пилота, стоимость узлов заменяемых во время ремонта. Стоимость сгоревшего топлива не учитывается.Список проблем гораздо больше, чем указано в докладе военного ведомства.
Теперь Вы понимаете, в какой ситуации находился генерал-майор на пресс-конференции. Абсолютно любой вопрос журналиста об этом самолете мог поставить докладчика в неудобное положение и оставить несмываемое пятно на репутации вооруженных сил США. Первая модель F-35 была построена в 2006 году. Прошло 10 лет, а истребителя с заявленными характеристиками до сих пор нет. Назревает большой скандал. Страны, которые инвестировали в этот проект, продолжают сокращать планы по закупкам.
Закупки сократили:
Австралия с 100 до 75 шт
Великобритания с 138 до 48 шт
Италия с 131 до 90 шт
Дания с 48 до 30
Нидерланды с 85 до 55
Последние вообще заявили, что будут покупать долгожданную новинку только после независимого анализа.
На карту поставлено слишком много. Это не только миллиарды долларов, но и имидж мировой державы.
Вполне логично, что в условиях серьезных финансовых сокращений оборонного бюджета США программа по доработке F-35 остается приоритетной и не испытывает финансовых ограничений. США по-прежнему планируют купить 2443 самолета.
Зная все перечисленное выше, обморок во время вопроса о финансировании этого проекта выглядит настоящей военной хитростью. Самочувствие генерала отвлекло журналистов, и он смог выйти из воды сухим. Американцы выиграли время, чтобы закончить свой проект и подтвердить свое мировое лидерство, но получится ли это?
Эксперты говорят о целесообразности заменить F-35 на более раннюю модель F-22, которая уже хорошо себя зарекомендовала, в связке с беспилотниками. Завышенные требования Пентагона к универсальности машины привели к многомиллионным тратам, что ни есть хорошо в условиях экономического кризиса.