2016/02/10 20:31:28
Итак, по просьбам трудящихся - придирки, которые у меня оформились по мере прочтения книги. Не все, потому что некоторые я не отметил, некоторые моменты не стал проверять из-за нехватки времени. Однако, я думаю, они могут дать ориентир в том смысле, к чему в книге стоит относиться с подозрением.

По тексту много раз упоминается, что немецкие самолеты с повреждениями больше 50% списывались. Между тем, классификация на самом деле была такая: 0-10%: небольшие повреждения, которые могли быть починены техперсоналом на аэродроме.
10-24%: повреждения средней тяжести, которые могли быть отремонтированы мастерской при подразделении.
25-39%: повреждения, которые требовали большого ремонта в подразделении.
40-44%: повреждения, которые требовали полной замены шасси или других систем, как например гидравлической.
45-59%: сильно поврежденный самолет, на котором нужно заменять большие части.
60-80%: категория под списание. Определенные части можно использовать для ремонта других самолетов.
81-99%: полностью уничтожен, но разбился на своей территории.
100%: полностью потерян, разбился или пропал над вражеской территорией или над морем.
Стр. 14
Состав нем. авиации на аэродроме Хебуктен: Ме-110 были из штаба ZG 26, а не из какого-то отряда, 6./KG 30 там не было (он базировался на Банаке, что вполне можно узнать из Момбеека, как 1, так и 2 тома - в дальнейшем Марданов не раз парадоксально игнорирует данные из этих книг). 14./JG 5 не начал прибывать 21 июня, 23 первые машины только прилетели на Бардуфосс. 26 июня штаффель собрался в Альта. 27 он только прибыл на Хебуктен и 28 сделал первые вылеты.
Стр. 30 – перелет 14 самолетов в Хебуктен по данным радиоразведки. На самом деле Ме-110 долетели только до Бардуфосса. Это тоже описано у Момбеека, но Марданов не делает никакого критического анализа точности данных радиоразведки - может, потому что позже он не раз их использует и не хотел компрометировать?
По поводу потери первого СБ 24 июня – нет никаких четких доказательств, что его сбили истребители. Немецких заявок нет, советский экипаж погиб весь. Почему автор уверен, что это не зенитки и не авария?
Стр. 32-33. Заявки принимаются как есть, без попытки анализа. Бомбер безоговорочно записан на Сафонова, заявки ЗА при этом не берутся в расчет.
Стр. 37-38 – можно было с большой вероятностью указать, кто сбил Соколова из 145 ИАП – Шашке. Это, опять же, легко ищется у Момбеека.
Стр. 42 – противники сов. самолетов над Рованиеми не указаны, можно посчитать что автор согласен с данными наших пилотов про фоккеры Д-21. Между тем, туда как раз перебросили звено мессеров, и это были именно они.
Непонятно, почему упоминается «порт Петсамо» – такого места никогда не существовало в природе. Мне почему-то казалось, что Марданов откуда-то из мурманских краев, но вероятно я ошибся. Ошибка потом повторяется много раз.
В Лиинахамари и Триффону никакие немецкие войска не прибывали, ибо все движение немцев морем с началом войны (22 июня) было остановлено.
Стр. 46 – странный результат бомбежки Киркенеса 27 июня. На самом деле только 1 барак, принадлежавший СС, был разрушен. Ничего не скажу про танковую роту, но имелся 1 погибший и 7 ранено, во всем городе.
Стр. 49 – по данным немцев, второй хеншель 27-го числа был сбит истребителями. Марданов этого не упоминает, начинает гадать, хотя ведь у него те же самые «норвежские» списки потерь, что и у меня.
Стр. 53-54 – результаты налета на п-ов Средний преуменьшены. Погибло 13 человек, а не 9, еще 24 человека было ранено. Атаковали немцы батареи №221 и 222, а не только первую. Хотя Маранов пишет, что никакого весомого влияния этот налет не оказал, начштаба СФ отдал запрет стрелять по судам и мелким кораблям противника, и он действовал 2 дня.
Стр. 53 - оценка ударов пикировщиков. Дается чисто по советским данным о количестве участников. Между тем, стоит задуматься, могли ли быть так? Один штаффель был переброшен в Рованиеми, отчего количество боеготовых штук скорее всего не могло быть более 24. Упоминается мощный налет на титовские позиции 30 самолетов в 16.00-16.30. И в то же время (16.25) - 20-22 на Средний. Всего выходит, Ю-87 одномоментно сделали до 52 вылетов. Это невозможно физически, но принимается на веру.
Стр. 92-98 – ничего нет о странном налете 7 СБ на о. Хейнесаари, который был на самом деле пуст. А туда сгрузили ФАБ-100 и РРАБ, и при том доложили, что «цель поражена».
Стр. 70 - опять налет на «порт Петсамо». Между тем, даже в сводках написано Лиинахамари!
Стр. 72-73 - Момбеек пишет, что Лоевски был потерян после разведывательного вылета (старт в 10.25брлн) над Кольской бухтой. Марданов об этом молчок. Ко всему прочему, Мардановым он назван командиром группы, а был командиром 14 штаффеля.
Стр. 76 - в списке немецких потерь не упомянут разбившийся в Рованиеми Ме-109
Стр. 95 – про победу Шлосштайна. На самом деле он ее заявил как «вероятную», и она ему не была засчитана. Описывая атаки Ме-110 на аэродром, Марданов почему-то пишет про бомбы, хотя у Момбеека – только ППО. Причем, все данные в книге-источнике приводятся по письму стрелка семье, об этом не лишне было бы упомянуть.
Стр. 100 – Результат налета на Лиинахамари не проанализирован. Просто указано, что он был успешным, но в чем успех? Никого не сбили? Потому что реально все доклады оказались неверными и никто у немцев не пострадал.
Стр. 113 – при описании потерь на аэродроме указано число 19 убитых, 16 раненых. Откуда оно взято – непонятно. Момбеек пишет о 23 убитых и 10 раненых, морские документы – 11 и 14.
Стр. 116 – расписано, как 7 июля взлетевший с Хебуктена 14 штаффель потерял в бою мессер. Между тем, у Момбеека написано, что он взлетал с Петсамо, и потеря была при дневном старте на отражение бомберов в районе Хебуктена, и именно на этот аэродром самолет пытался сесть. Логично: пострадавший у Шонгуя в бою самолет будет садиться на ближайший к нему аэродром – Петсамо. По Марданову же получается, что истребитель тянет намного дальше. Это типичный пример натяжек для того, чтобы факты подходили под нужный результат боя.
Стр. 135 – атака МБР по ПЛ 11 июля. Всякие подробности про попытку атаковать СКР, уход на глубину и масляный след. Между тем, первая немецкая лодка вышла на наши коммуникации 23 июля.
Стр. 138 – потеря мессера 11 июля записана Мардановым на наш счет. Между тем, он дает неверную фамилию из сводок ГК, хотя в книге Момбеека объясняется, что это был довольно известный пилот Мартин Виллинг. Он пространно описывает свои вылеты в тот день, и рассказывает, что мотор стал выкидывать масло еще до боя, после старта на сопровождение Не.111. Ему пришлось сесть, в бою он не участвовал и сбит быть не мог. Это хорошо иллюстрирует мой тезис о то, что не следует записывать в жертвы воздушных боев все аварийные самолеты немцев за подходящий день, без разбора.
Стр. 144 – имеем два упавших «штукаса». Марданов возмущается, что они оба дескать записаны на аварии. Между тем, про один в альтернативном норвежском списке написано, что он сбит огнем с земли. К тому же наши самолеты определяли как Ю-88, что не добавляет достоверности. Однако, Марданов принимает за жертв воздушного боя и уверен в своей правоте.
Стр. 145 – немецкие ЭМ прибыли в Киркенес 9-10 июля, а не 11. Страшно смотреть, как изуродовано название у «Байтцена». Даже не могу представить, как можно было из него сделать «Битзена». Почему-то РТ-67, переделанное из траулера спасательное судно, названо рефрижератором.
Стр. 160 – очередная натяжка. Ме-110 Брандиса (который кстати назван «будущим» командиром, хотя он уже рулил) записан на истребители, хотя у Момбеека есть письмо родителям погибшего стрелка Ганса с подробностями того вылета: самолет был сбит огнем с земли при штурмовке Рыбачьего.
Стр. 180 – «пешки» сильно не попали. Немцы видели только 1 самолет, 5 бомб упали в воду. Совершенно непонятно упорство Марданова в вопросе, кто утопил «Вандсбек». Совершенно конкретно время его поражения говорит за СБ, но Марданов за «пешки». Неужели из-за того, что за это были «данные ВВС СФ»? Между тем даже известно, кого бомбили Пе-2 – пароход «Геркулес», не попали. Также странно что небольшой «Вандсбек» назван «крупным». Зато совершенно справедливо удивление, что на его потопление хватило 3 соток.
Стр. 187 – очередная натяжка. Группа Ю-88 бомбит аэродром, наши заявляют сбитые и Марданов записывает туда «юнкерс»-разведчик. Между тем, самолет у немцев описывается как «unmanned», т.е. без экипажа. Взорвался на парковке на аэродроме!
Стр. 203 – опять Марданов не может принять, что факты не стыкуются с его теориями. Не может поверить, что Ю-87 сбит ПВО у Саллы, как это записано у немцев - он обязательно должен быть сбит истребителями над Лицей!
Стр. 204-205 - пишется, дескать мол не успели перебазироваться «хейнкели», и сразу наши разбомбили один. Однако уничтоженный 27.7.41 на Хебуктене Не.111 принадлежал Flugbereitschaft Luftflotte 5 и к перебазированию 2./KG 26 никакого отношения не имел.
Стр. 215 – целью налета англичан на Киркенес и Петсамо 30 июля были в первую очередь немецкие ЭМ. Результаты налета переписаны из Момбеека, но другие источники дают другую бухгалтерию: 31 заявка (15 у Ме-109, 12 у других самолетов), потери англичан – 14 и 4. Никаких повреждений Киркенесу они не нанесли.
Стр. 245 – очередная натяжка. Имея лишь квадрат повреждения Не-111, Марданов, тем не менее, делает уверенный вывод, что его сбил Соколов. Надо было позаботиться и разобраться в квадратах, потому что в данном случае дело было где-то у берегов Шотландии. Об этом как бы намекает и принадлежность самолета к 1 штаффелю из Ольборга. Также неясно с чего 20% повреждений приравнивается к посадке без шасси.
Стр. 250 – в боях 9 августа записано 4 сбитых «юнкерса». Между тем чисто логически подбитый в бою самолет вряд ли станет тянуть аж до Банака, имея по дороге 2 других подходящих аэродрома. Момбеек в обоих томах пишет только 2 бомбера из 30 эскадры.
Стр. 254 – весьма смелый вывод о том, что бомбежка и повреждение «Байтцена» привели к прекращению операций. К тому времени осталось только 2 боеготовых ЭМ, у одного машины в плачевном состоянии. Активность британских ПЛ заставила послать ЭМ на конвойные задачи.
Стр. 259 – очередные странные размышления, почему сбитый Не.111 записан на Англию, когда его заявили наши истребители? Видимо Марданов не может представить, что существовала другая война с вылетами против судоходства у шотландских берегов.
Стр. 270 – тезис об успешности применения «пешек» по Киркенесу и Лиинахамари довольно спорный. Вряд ли способность прилететь, бросить бомбы абы как и удрать без потерь – это успех.
стр. 283 – автор взялся описывать действия ТКА, однако не упоминает, что уже 30-го один катер вернулся в ГБ, а 1 сентября ТКА столкнулись с кораблями противника и были ими обстреляны – только не смогли определить, что перед ними вражеский конвой.
Стр. 287 – в выводах проскальзывают слова об огромных усилиях и мощных ударах, которые затем повторяются еще не раз в тексте. Однако, у немцев явно театр был заштатным и малозначительным, о чем говорит выделение всего 1 группы пикировщиков на здоровенный фронт, и полторы-две группы обычных бомберов. Удары два раза в день по 9 самолетов – мощно? Смех.
Стр. 303 – яркий пример несоответствия докладов реальности. «Пешки» бомбят Хебуктен, докладывают пожар, попадания в ВПП. Однако по немецким данным, самолеты под зенитным огнем отвернули на север и бомбы сбросили там, за краем аэродрома.
Стр. 304 – истребители 2 сентября стартовали с Хебуктена и Петсамо, а не два раза с Хебуктена.
Стр. 306 – предположение о повреждении 2 сентября Хе-111 при посадке в Луостари сделано на доверии к нашей радиоразведке. Между тем, данные ее были зачастую ненадежны. И у немцев в качестве причины повреждения – обстрел истребителей.
Стр. 314 – безусловно верит докладам МБР про подлодку. Между тем, не было там лодок (я подробно осветил этот момент в комментарии к первому посту по поводу книги Марданова).
Стр. 324 – по данным Момбеека, 14 штаффель проводил вылеты на сопровождение штук с аэродрома Петсамо. Выглядит логичным, что там бы и садился поврежденный в бою мессер. Поэтому притягивание его в жертвы наших истребителей не очень.
Стр. 334 – уже в который раз. «по немецким данным, поврежден нашими самолетами Не.111». С каких это пор наши самолеты стали летать около Бодё??
Стр. 338 – «харрикейны» в бою 12 сентября по данным Момбеека заявили 1 хеншель и 3 месера. Марданов ничего не пишет про второй, который сел с остановившимся мотором, что он мог стать жертвой англичан. Записывает его без оговорок на наших
Стр. 339 – типичная ошибка человека, далекого от войны на море – в брт меряет водоизмещение
Стр. 365 – бомбы «пешек» 20 сентября по нашим данным падают на батарею. Реально – в воду восточнее полуострова и на берег севернее радиобудки.
Стр. 407 – не упоминается, что утопленный нашей «щукой» пароход был норвежским маршрутным, и кроме 22 членов экипажа на нем погибло 37 норвежцев-пассажиров.
Стр. 421 – в который раз при описании боев совершенно игнорируется т. зр. немецкой стороны. Между тем, про бой 25 октября Момбеек пишет, что Ме.110 встретили только 1 «харрикейн», который и «сбили». Весьма сомнительно, что в отряде 5 атакованных Ме.110 один самолет вдруг окажется «юнкерсом»-разведчиком. Задача-то была охота, а не сопровождение. К тому же у «юнкерса» на самом деле это был небоевой вылет.
Стр. 423 – смена 1 на 13 штаффель как бы разом происходит. Между тем, 1 улетел 25 октября, а 13 сделал первый вылет из Алаккурти только 5 ноября.
Стр. 426 – размышления и догадки по поводу того, что ж за транспорты были потоплены нашими бомберами в Киркенесе в октябре, как это «подтвердила» разведка. Натягивается «Барселона», легко поврежденная СБ около Варде 24 июля, а также «Антье Фритцен», которого хорошо жахнули бомбой 5 декабря в Лиинахамари.
Стр. 452 – тральщик М.22 несомненно был тяжело поврежден, однако ремонтировался  он только до декабря 1942 года, а не до весны 1944. И ремонтировался в Голландии. Снова мелкий пароход «Флоттбек» назван крупным. Зачем? Поврежденная «Байя» вообще выдумана. Вообще, к чему вдруг перечислять только несколько успехов англичан? Или уж все, или ничего.
Стр. 456 – никто никакого дрифтера не топил 4 декабря, зачем вообще это было писать?
Стр. 470 – по каким немецким данным много было человек на «Эмсхёрне»? Спасли 43 человека, пропал 1. Ну, может пара десятков пассажиров, где ж это много?
68 посетителей, 14 комментариев, 23 ссылки, за 24 часа