2016/01/15 19:46:02
Монастырский суд 17 века. Точнее 1610 г.
На севере Руси монастыри всегда были средоточением жизни во всех ее проявлениях. Недаром их много было и многие сохранились до наших дней. Монастырь был центром жизни, защиты и надежды людей. Одной из значительных привелегий северного края - Поморья была жалованная грамота царя Ивана Васильевича, данная в 7055 (1547 г.) года.

Грамота предоставляла монастырскому руководству производить суд над половниками (крестья на севере Руси - половники в Сев. России класс крестьян всегда сохранявших право перехода. В пределах северной и частью средней полосы России половничество, как особый вид аренды пахотных земель и угодий), поселенными на монастырских землях. В грамоте сказано: "опричь татьбных, убийственных и волшебных дел".  Данная особенность судебного права дошла до нас в уцелевших монастырских документах.


Для примера - образец судебного дела начала 17 века. Перед монастырским судом Николо-Коряжемского монастыря (Сольвычегодский уезд) стал истец Петрунька Юрьев сын Калугин, который подал челобитную в монастырь на жену крестьянина Якова Антипова Анницу Андрееву дочерь. Для разбора в монастырь были доставленыбыли все участники проишествия. Взято из: Русская старина. Т. 23. М., 1879. С. 119.

В челобитной было написано:
"Царю-государю и великому князю Василию Ивановичу всея Руси бьет челом и плачетца сирота твоя государь, Петрунька Юрьев сын Калугин на Яковлеву семьи Антипова на Анну Андрееву дочь в такове деле... в четверг, приходила, государь, та Анна Яковлева семья своей научки в мое дворишко и лезла, государь, в мое избенцо и робишно (ударила) мою девицу по спине едва не перебила на смерть, покинула; а взяла государь, две рубашки тонких мужских, да женскую с обором: рубахам цена восемь алтын, да в рубахах, государь, в руковах были заверчены рубли серебряные: цена две гривны; да сорвала, государь, с ворота крест серебряный - шести денег; а меня, государь, в те поры и с семьишкой дома не было; а робишно, государь, с ее побоине стало не уможна.  И всего того, государь, моего живота взяла та Анна, с мужнина учки Яковлевы, на сорок алтын, на два алтына и на две деньги. Мислостивый государь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, смилосердуйся, дай, государь, судную управу на ту женщину сильную, чтобы, государь, сирота твоя в конец не загибла, животца своего не застала хуже от робишна".

Выслушав челобитную келарь спрашивал ответчиков. Вместо Анны отвечал ее муж Якунька Антипов.

"Челобитная на жену мою Анницу поклепная. Брат мой Осип того Петруньку Калуга научает на меня и на жену мою Анницу, потому хотят меня из моей деревни вон выжити и в обчем животе жеребью дать не хотят, а тот Петрунька Калугин живет у него в половине, тем он, Петрунька, меня Якуньку и жену мою клеплет"
После разбора выяснилось, что доказательств нет ни у одной из сторон. Поэтому монастырский суд постановил - решения не принимать и подожать дальнейшего разбирательства. В итоге:
"Лета в 7118 (1610 г.), октября 2-го дня, у креста стоя истец Петрунка Калугин, да ответчик Якунка Антипов в своем деле помирилис перед старцем Данилом".



61 посетитель, 54 комментария, 39 ссылок, за 24 часа