2016/04/28 19:09:05
Россия, 2016 год
Жанр: драма, приключения, триллер
Режиссер: Николай Лебедев
Сценарий: Тихон Корнев, Николай Куликов, Николай Лебедев, Юрий Коротков, Алексей Онищенко
В ролях: Данила Козловский, Владимир Машков, Агне Грудите, Сергей Кемпо, Катерина Шпица, Сергей Шакуров, Сергей Газаров, Елена Яковлева, Алена Бабенко, Сергей Романович, Ирина Лачина, Вячеслав Разбегаев, Василий Мищенко, Ирина Пегова, Иван Агапов, Ирина Низина, Нина Усатова, Александра Яковлева, Сергей Серов, Дмитрий Муляр, Артем Семакин, Нина Гребешкова, Олег Фомин и др.
О чем: История талантливого молодого летчика Алексея Гущина. Он не признает авторитетов, предпочитая поступать в соответствии с личным кодексом чести. За невыполнение абсурдного приказа его выгоняют из военной авиации, и только чудом он получает шанс летать на гражданских самолетах.

Гущин начинает свою летную жизнь сначала. Его наставник — командир воздушного судна — суровый и принципиальный Леонид Зинченко. Его коллега — второй пилот, неприступная красавица Александра. Отношения складываются непросто. Но на грани жизни и смерти, когда земля уходит из-под ног, вокруг — огонь и пепел и только в небе есть спасение, Гущин показывает все, на что он способен. Только вместе экипаж сможет совершить подвиг и спасти сотни жизней.


Экипаж.jpg



Поскольку я на эмоциях от увиденного, то, простите, буду говорить несвязности.

Фильм всем на загляденье: и всплакнуть, и всхохотнуть, и сглотнуть, и вспотнуть. Единственное, что не получится – всхрапнуть.

Заплатив чуть больше ста рублей за сеанс, я получила удовольствия раз в десять больше. На такое кино я бы и за четыреста рублей сходила. Не всякий фильм, тем более российский, может похвастаться подобной аттестацией с моей  стороны. Не то, чтобы я – это показатель какой-то, но все-таки в кинотеатр на ерунду задорого я не хожу, если что.

От фильма я получила сильнейшее душевное удовлетворение. Давненько за собой такого не припомню. На ум, пожалуй, что сразу приходят только «Легенда №17» и «Метро».

Но «Экипаж» на ступень выше по эмоциям, ярче, сочнее и гуще.  Из зала  я вышла счастливая, одухотворенная, возбужденная до крайности… и с дебильнейшей улыбкой на лице.

Какой накал! Какой драйв! Я не скучала ни минуты! У меня поджилки тряслись, и я всей спиной физически ощущала, как из надпочечников в лошадиных дозах выделяется адреналин.

Я не люблю фильмов-катастроф за очень редким исключением. Не люблю, потому что чаще всего фильмы-катастрофы снимают в Америке,  и делают это там в последнее время как-то бездушно, так что трудно проникнуться человеческой трагедией. Здесь же сродство с героями происходит почти сразу и как-то очень прочно, так что оторваться от экрана потом не можешь и погружаешься в кино с головой. В иные моменты даже вздрагиваешь от ужаса, и облегченно вздыхаешь от того, что  ты не там, где огонь, страх и смерть, а в темном зале кинотеатра. Сопереживание глубочайшее.

«Экипаж» - фильм о людях со стальными яйцами, я его так для себя определила в процессе просмотра. Чтобы работать в небе, выдержать лицо в экстремальной ситуации  и победить в себе панику даже женщины должны иметь стальные яйца, у мужчин же они должны быть априори.  Сильные люди с принципами, чувством собственного достоинства и обостренным инстинктом справедливости, храбрые и прочные, надежные и везучие – вот характеристика героев фильма. Именно такие персонажи – большая редкость в российском кино, и мое сердце, исстрадавшееся по правильным киногероям, трепетало и  порхало от радости созерцаниях их на экране.

В течение всей второй части, то есть непосредственно катастрофы, я то и дело обращалась  к себе с вопросом «а смогла бы я так?», но однозначного ответа дать себе так и не смогла. За размышления подобного плана создателям «Экипажа» огромное спасибо. Редко какой фильм затрагивает во мне такие глубокие струны.

К сожалению, я читала книгу Александра Митты по сценарному мастерству. Почему к сожалению?

Да потому что с тех пор я ни один фильм не могу смотреть нормально. Зная работу сценариста,  я сама того не желая анализирую ее. Я вижу сюжетные крючки и замечаю когда они не работают, я вижу, как нагнетается саспенс, я вижу приемы, которыми манипулирует сценарист, чтобы заинтересовать зрителя,  мне стыдно, когда они не срабатывают и я восторгаюсь, когда они ровненько ложатся в общую канву кинополотна… Словом, перед моим мысленным взором разворачиваются страницы никогда невиданного в реальности сценария, реализацию которого все остальные наблюдают на экране.

Это немного утомляет с одной стороны, и крайне захватывает с другой. Мне кажется, что я вижу чуть-чуть больше, чем рядовой зритель, и мне это нравится.

Но еще более мне нравится, когда знание сценарных уловок совершенно не мешает мне отдаваться зрелищу кинематографа по полной программе, когда действо на экране хватает за горло и не отпускает, несмотря на то, что я примерно представляю кто, как и в какой момент меня за горло схватит.

Лично для меня «Экипаж» - это лишняя тренировка внимательности и хороший пример качественного сценария фильма-катастрофы. Действие развивается по четкой схеме, одна драматическая ситуация следует за другой, нагнетая атмосферу и плавно продвигая катастрофу к кульминации. Все разбросанные «крючки» я прочитала и практически правильно просчитала их развитие. Это работала часть мозга, отвечающая за анализ. Часть же мозга, ответственная за эмоции в это время пребывала в крайнем возбуждении, что является показателем того, что сценарий работает и работает на «отлично».

Фильм не является ремейком картины 1979 года выпуска. От  «Экипажа» первого «Экипажу» новому достались только название, общая канва драматического конфликта и одна общая актриса, которой специально написали приятный эпизод-отсылку. С точки зрения получившегося результата Александр Митта, думаю, вполне может быть доволен своими духовными наследниками и плодами их трудов.

Сравнивать два фильма, конечно, можно, но, по-моему, не нужно, потому что это бессмысленно. То, что было киноклассикой, останется таковой и далее, а новому только предстоит проверка на прочность, и проверять это новое будут зрители, а уж никак не газетные эксперты  и интернет-умники. Мол, и с психологией недотянули, и Козловский не Филатов, и Машков не Жжёнов… В психологии, может, где и недотянули, хотя с моей точки зрения все в этом плане было очень даже аккуратно и взвешенно, ну а насчет остального извините, господа!  Козловский – это Козловский, а не Филатов, и Машков не Жжёнова играл. Если откинуть в сторону мысли о советском фильме, как это сделала я, то воспринимать российский «Экипаж» становится куда легче – шоры и рамки не мешают, а пред взором не маячат забронзовелые лики великих.

Конечно, можно придираться к каким-то недостоверностям, которых профессионалы лётного дела и диванной критики насчитают немало, но я полагаю, что поскольку данная лента не является документальной, а позиционируется именно как «фильм-катастрофа» (штука, как известно, сугубо жанровая), то и живет она по своим собственным законам, главный из которых гласит: если зрелищность требует жертву в ущерб достоверности,  эта жертва должна быть принесена. Иначе на выходе получится не фильм-катастрофа, а унылая туфта.

Еще гений саспенса великий и ужасный Хичкок говорил примерно следующее: «Смешно требовать от истории достоверности. Кусок жизни – это то, что вы можете получить задаром перед входом в кинотеатр. А драма – это жизнь, из которой вырезано все скучное. Единственная задача, которую вы ставите камере, - это максимальная сила воздействия кадра. Все должно быть принесено в жертву действию. История должна быть невероятная, драматичная и человечная».

В данном конкретном случае я не рискну спорить с режиссером, который знал как снимать захватывающее кино.

«Экипаж» - это воистину история невероятная, драматичная и человечная.  Настоятельно рекомендую к просмотру. Равнодушными вы точно не останетесь.

85 посетителей, 62 комментария, 14 ссылок, за 24 часа