2015/02/16 16:43:20
Ща! Как напишу о Болонском процессе:) А вообще хочу изложить несколько мыслей о системе современного двухуровнего высшего образования - о бакалаврах и магистрах. Спасибо marinamariha за подводку к этой теме.

Сейчас задумался, сколько лет я провел в роли обучаемого в системе российского образования. Школа, вуз (специалитет - 5 лет) и заочная аспирантура (4 года). Итого - 20 лет. Из моих 32-х. Так что меня можно смело относить к жертвам образования:) Причем на всех ступенях: среднее - высшее - поствысшее (даже не знаю нормального русского аналога английского слова постградуейтед). И что сказал бы - система обучения в России меняется прямо на глазах. Она становится иной, хотим мы этого или нет.

И все-таки о Болонском процессе. Россия присоединилась к нему в конце 2003 года. А одна из основных концепций Болонской декларации - создание единых мировых стандартов в области высшего образования. С присуждением по результатам обучения сходных и сопоставимых степеней.

Примерно с 2010 года эта концепция активно внедряется в вузы России, при этом идет переход от старой советской квалификации "специалист" к европейским "бакалавр" и "магистр".

Плохо это или хорошо? В какой-то мере, это открывает больше перспектив, расширяет границы мира. Российский диплом становится более конвертируемым на Западе. Точнее, более переводим в их критерии профессиональных компетенций. Наш пятилетний специалитет, застрявший где-то между бакалавриатом и магистратурой, по разному трактовался зарубежными университетами и работодателями. Кто-то относил выпускников-специалистов к магистрам, но чаще - к бакалаврам. В общем, как повезет. Единой сопоставимой шкалы не было, решали некие субъективные факторы. В том числе то, что среднее школьное образование и так было в СССР всего 10 лет. С обучением в вузе обучение шло 15 лет. А европейское образование подразумевалось как 12 лет среднее плюс 4 года бакалавриата. То есть уже 16.

Сейчас реформа обучения идет еще дальше. Вводится академический и прикладной бакалавриат. Прикладной - ближе к тому, что вкладывалось в советское слово техникум. Добротные навыки практической работы по специальности. Академический бакалавриат - с большим углублением в теорию и с большей перспективой обучения в магистратуре.

Естественный вопрос, который при этом возникает - а какое место в этой структуре занимают нынешние колледжи (как аналоги бывших техникумов)? В какой-то мере ответ грустный - а непонятно. В принципе, они могли бы присваивать своим выпускникам квалификацию, аналогичную прикладным бакалаврам. Но в реалиях - у них нет для этого нужной материальной, технической, правовой и научной базы. И по закону об образовании, любой бакалавриат - это форма высшего образования. А колледжи (как и техникумы, пту, профлицеи) - могут давать только среднее профессиональное образование. И дают квалификацию, например, техника - между рабочим и инженером.

Ну и еще тогда пара слов в поддержку необходимости высшего образования:) Не суть важно, что именно написано в дипломе. /Уточню: если он настоящего добротного государственного вуза с многолетней историей, а не некой дистанционной шаражки с офисом в здании бывшего детского сада/. Диплом - это некий квалификационный порог, который смог преодолеть человек в своей жизни. Он научился учиться. Пусть он узнал в вузе не всё, но он научился шире смотреть на мир, видеть в нем новые перспективы. Это однозначно. Высшее образование открывает новые границы в жизни. Зачем себя этого лишать?!
94 посетителя, 54 комментария, 44 ссылки, за 24 часа