2012/05/14 07:34:26
В прошлый раз я писала, как тренировала слух бесконечными повторениями одного и того же. Позже поняла, что можно было понять меня не вполне верно. Конечно, мой успех на уроке после этих тренировок не означал, что теперь у меня есть слух. Они просто дают эффект на какое-то время, и он постепенно пропадает. Но поддерживать и закреплять этот эффект можно постоянными тренировками, чем я и занялась, собственно, и у меня даже появилась определенная система. :-)

Между четвертым и пятым уроком у меня было 4 дня, позанималась дома 3.5 часа. Мне задали тогда играть гамму ля мажор с паузами на постановку нужного пальца/пальцев и на "перекатывание" смычка на другую струну.

Каждый раз, когда я брала в руки скрипку, оказывалось, что я не слышу разницы между фальшивыми нотами и чистыми, а если вдруг и слышу фальшь, то понятия не имею - слишком высоко это или слишком низко. Джерри сразу, наклеив пару уроков назад полоски для пальцев на гриф скрипки, сказала, что на них лучше не смотреть особенно. Но я вдруг поняла, что еще как смотрю, и примериваю приземление пальца именно по полоскам, а не на слух. Решила с этим бороться.

Система. :-)
В начале домашнего занятия играю как могу, медленно и вдумчиво ставя пальцы, но не глядя на них, зато всерьез смотрю на тюнер. Иногда не попадаю в ноты совсем немножко, иногда довольно прилично (прилично - это от 1/8 тона, если я правильно понимаю, что тюнер показывает). Тюнер мне говорит, куда отклонение и насколько оно велико, и я его исправляю практически мгновенно. Получается, что слышу я все время правильные чистые ноты. И так по кругу - много раз одна и та же гамма. Уши привыкают слышать звуки определенной высоты и распознавать их, пальцы привыкают, куда им становиться. Где-то вне сознания отрабатывается умение двигать промахнувшийся палец в нужную сторону по струне. Это я не сразу заметила - была приятная неожиданность. Под "вне сознания" я имею в виду, что я не знаю, слишком высоко получилось или слищком низко - я не успеваю даже об этом думать, но палец сам движется куда надо (иногда! но я верю, что это будет происходить чаще).
В какой-то момент занятия оказывается, что я гораздо чаще попадаю в ноты, чем не попадаю. Тогда я перестаю непрерывно смотреть на тюнер - играя гамму, ставлю пальцы на слух, исправляю, если считаю нужным, а потом уже проверяю взглядом на тюнер, что там у меня получилось. Получается неплохо. В начале занятия этот номер не проходит вообще: я путаюсь как ежик в тумане. Именно вот так работает - сначала наслушаться и наставиться как следует, а потом уже, когда пальцы и уши "навострились" - попробовать самой.
Вот этот момент, когда можно уже пробовать самой - он постепенно наступает все быстрее. Неделю назад это происходило ближе к концу часа, сейчас не знаю когда, не следила специально, но явно раньше.

Перед уроком тоже обязательно занимаюсь, чтобы прийти к Джерри с более или менее "навостренными" ушами и пальцами. На пятом уроке меня опять сильно-сильно хвалили и сказали, что я определенно самая замечательная ученица ("definately the most fabulous student I've ever had" - хотите верьте, хотите нет :-)). Не то чтобы меня мало хвалят в обычной жизни, но с Джерри это какие-то совершенно другие эмоции. Последнее, что я помню подобное - что-то школьное еще. Вот точно такое же разрывающее на куски счастье от того, что ну какая же я умница. :-))) Мне от одних этих похвал хочется заниматься еще больше и еще усерднее!

Делали на уроке все то же самое - играли вместе, или я повторяла за Джерри, или я играла сама что она сказала. Еще Джерри попросила меня отвернуться и говорит: я буду играть ноту, а ты повторяй. "Ой-ой-ой", - подумала я. Из примерно 10 нот не угадала только один раз - вместо ля начала играть соль-диез, но сразу поняла, что не то, и исправилась. Тогда Джерри говорит: "А без скрипки? Называй просто ноты." Я подумала - что за ерунда, какая разница? Но так, действительно, оказалось сложнее. Я, слыша ноту, все равно представляла ее на скрипке, и потом уже называла. Ошиблась опять только один раз на примерно 10 нот, и опять на полтона - перепутала до-диез и ре. Пришла сама от себя в полный восторг - я и мечтать раньше о таком не могла. Вот же ж натренировалась! :-)

Кстати, я не видела пока ни одного учителя скрипки, который бы приветствовал использование тюнера кроме как для настройки инструмента (не понимаю, кстати, почему). Так что у меня еще есть какое-то тоже смутно знакомое с детства ощущение довольства собой - всех обхитрила, типа, и получила пятерку. :-) И я искренне считаю при этом, что мою систему тренировки и развития слуха впору патентовать. :-)))

Задали играть ту же гамму, но уже без пауз - ну почти. Паузы только при переходе на другую струну. Мне казалось, что при переходе с ля на ми можно и не останавливаться, но Джерри сказала, что я должна привыкнуть - сначала перекатить смычок и опустить локоть, потом играть. С ми на ля то же самое (только поднять локоть) плюс три пальца поставить - такое я пока так уж быстро не могу.
Еще задали арпеджио (это гамма с пропущенными нотами) и - та-дам! - Твинкл (та-дам - потому что тем самым мы переходим к, собственно, книжке Сузуки, а до этого было все подготовительное). Тоже с паузами на переходы со струны на струну. Все это - гамма, арпеджио, Твинкл - играется четырьмя разными ритмами на каждой ноте, а не как у людей. :-) Итого 4 раза гамма, 4 раза арпеджио, 4 раза Твинкл, и так по кругу. Прошло 4 дня после урока, каждый день по часу занималась.

Играть я умею пока только короткие ноты четвертью смычка (второй сверху). Джерри сказала, что на следующем уроке попробуем длинные половиной. Я дома сама попыталась - ужас! Звук напоминает хор голодных кошек, смычок носится под произвольным углом к струнам и вообще.


Я тут все про ритмы пишу. Давайте объясню интересующимся. Ниже каждое слово - удар метронома. "Та" в два раза длиннее, чем "ти". У каждого ритма есть свои ритмичные слова - вариантов масса, я буду писать привычные мне. Все "та" играются отрывисто.
ти-ти ти-ти та та - Миссиссипи стоп стоп
та ти-ти та ти-ти - run pony, run pony
та та <пауза на та> та - ice cream cone
ти-ти ти-ти ти-ти ти-ти - watermelon watermelon
Выбирается один из этих ритмов и играется на каждой ноте гаммы/арпеджио/Твинкл.


Начиная брать уроки скрипки, я очень боялась проблем со слухом. Теперь вижу, что они преодолеваемы вполне - было бы усердие и терпение. На этих известных мне восьми нотах, две из которых "встроенные", то есть их не надо искать пальцем, мы будем еще несколько месяцев играть, и я буду пользоваться своей замечательной системой :-) и, надеюсь, к добавлению новых нот уже поднаторею в этих. Вот что теперь меня ужасно пугает - это неизбежное добавление четвертого пальца на струне (ака мизинца). Аааа! Он у меня так далеко не вытягивается, и вообще плохо слушается, а если изловчиться и вытянуть, то он принимает совсем-совсем не округлую форму, а представляет собой сильно напряженное горизонтальное Г. Ужас-ужас - невозможно представить, что я смогу его ставить хоть как-то, не говоря уже о "кругло". Насчет последнего утешает, правда, что сама Джерри, профессиональная скрипачка (она, кстати, альтистка, а не скрипачка), тоже ставит мизинец буквой Г и даже рассказывала какую-то историю об этом. :-) Дочки мои обе тоже как попало мизинец ставят, впрочем.
До мизинца (это 9-12-я пьеса в зависимости от предпочтений учителя) ничего не припоминаю в программе Сузуки, что пугало бы меня. :-)
0 посетителей, 33 комментария, 0 ссылок, за 24 часа