2014/04/22 06:02:52
Самарканд. Во дворе Рухабада многочисленные сувенирные лавки в маленьких комнатках-кельях. Заглядываю поочередно в каждую, в большинстве случаев, внутрь не захожу. Больно уж однообразен и не привлекателен товар. Прилавки заставлены китчевой керамикой, аляпистые сумки и одежды "а-ля узбек", много современных и далеко не лучших интерпретаций местных национальных брендов. Скукотень - одно слово. Взгляду не на чем остановиться.
Вдруг, на полке одной из лавок замечаю маленькие белые сумочки для мелких предметов. На выбеленном грубом холсте - дивной красоты и изящества вышивка. Нежные, пастельные тона нитей выдают окраску натуральным красителями, какими пользовались много веков назад.
Решительно захожу в лавку. Она пуста.  Начинаю перебирать сумочки, разглядывая роскошную вышивку. Я уже узнаю ее. Это Гиждуван. Так вышивают женщины знаменитой семьи мастеров Нарзуллаевых.
- Как на назруллаевские работы похоже...- вполголоса говорю я подруге
- Это мои работы. Я из семьи Нарзуллаевых - тихо раздается за спиной. Это к нам подошла хозяйка лавки


Я разворачиваюсь, вся в радостях:
- Как?! Вы из Нарзуллаевых! Как дела у Алишер-ака? Как там Обиджон?! Так давно их не видела. Работают? Все у них в порядке?
Мастерица кивает, рассказывает что все в порядке. Как у кого дела, кому свадьбу сыграли.
Род Нарзуллаевых древний и многочисленный. Если начать отсчет от мастера Ибадулло, великого гончара, то у него было 11 детей, двое сыновей, Алишер Нарзуллаев и Абдулла Нарзуллаев стали знаменитыми гончарами, сейчас их дело продолжают их сыновья, внуки Усто Ибадулло. Один из них - сын Алишер-ака, очень яркий гончар Обиджон.
Женщины семьи традиционно занимались вышивкой: и сестры, и матери, и снохи, и дочери и внучки. Гиждуванский, особый стиль вышивки передается в семье из поколения в поколение. Мастерица Наргиза, с которой свела меня судьба во дворе самаркандского Рухабада, из женской линии Нарзуллаевых. Она вышла замуж за внука Усто Ибодулло, соответственно искусство гиждуванской вышивки приняла от своей свекрови, дочери Усто Ибадулло.



В вышивке Нарзуллаевых до сих пор используют исключительно окрашенные вручную, природными красителям нити. Используются в основном сушеные плоды, травы и горные минералы. Потому они имеют столь нежные пастельные цвета. Эта вышивка не линяет и не выгорает.  Она практически вечна. Холст тоже используется особый, толстый, фактурный, сотканный вручную.
Как объяснила мне Наргиза, после раскроя полотна на сюзане, остаются небольшие куски этого драгоценного холста. Вот их - то она и использует для вышивки небольших сумочек.



Вышивка на сумочках великолепна. Никакой "современщины". Все строго в соответствии с канонами старинной гиждуванской вышивки.



Даже как то неловко такое великолепие на утилитарных вещах иметь. Такую вышивку исключительно в рамочку и на стену, чтобы любоваться.
Вот эту сумочку я забрала сразу. Испытываю слабость к древнему символу "бодом". Наш, узбекский инь-янь:


Я отрываюсь от вышитых сумочек, поднимаю глаза, и вижу сосуд одного из самых дорогих сердцу мастеров. Его работы сейчас и не сыскать.
- Усто Нуман Аблакулов! Ургутская керамика! - верещу я. Я бережно беру уникальную вешь в руки. осторожненько постукиваю по сосуду ногтем. Он отзывается мне хрустальным звоном. Усто Нуман делает обжиг при 1200 градусов, от того его керамика звенит, как хрусталь.



- Так давно не видела Усто Нумана, - сетую я Наргизе. - Вот увидела его работу, словно с мастером встретилась. Как он там? Работает? Керамику привозит?
- Мне кажется мало работает сейчас, - говорит Наргиза, - эту керамику уже давно у него брали. Вот еще его тарелки и касы есть, посмотрите.
Наргиза извлекает дорогие сердцу коричневые тарелки, в перламурово-зеленых разводах.
Я сразу отбираю для себя несколько вещей. Ургутская керамика Усто Нумана это уже больше чем посуда. Это раритетные вещи. Нуман Аблакулов ургутский - последний представитель целой узбекской керамической школы. И как ни больно это осознавать, этому направлению сегодня грозит забвение.
Я тут же вспомнила, что до сих пор не приобрела ургутский ляган от Усто Нумана. Его ляганы - это диво дивное.
Но ляганов Усто у Наргизы не было. Сразу очень захотелось в Ургут.


Зато целая серия работ гончаров Нарзуллаевых. Эти ляганы - есть истина, древняя и настоящая. Это не китч "типа риштан" для туристов:


Пришла в голову мысль, что если сувенирную лавку в наших туристических центрах, содержит семья мастеров, то и выбор товара в ней особый. Ну вот на пару десятков лавок в Рухабаде, эта была единственной, где можно купить настоящую узбекскую керамику от знаменитых мастеров. И, соответственно другой товар там должен быть подобран со вкусом.
Я начинаю оглядываться, рассматривая вещи от других мастеров.
Прекрасные декоративные подвески ручной работы. Похоже на бекабадский стиль.
А вот две особые шахрисябзские тюбетейки я разглядела только на фотографии. И как это я их там пропустила и не выкупила?



Две тюбетейки, которые виднеются по краям на фотографии выше - выполнены старинным шахрисябским швом "босма". Он встречается все реже в шахрисябзских работах. Сейчас все больше вышивают ироки.
Шахрисябзских тюбетеек ироки было целое море под потолком:


Здесь же шахризябские сумочки. Привозит их в Самарканд постоянная мастерица. Отличные работы:



Вышитые сумочки в стилях разных регионов Узбекистана:



У Наргизы отличный вкус в выборе вышивки. Очень порадовала.
Есть товар и на не взыскательного туриста - просто адрас с вышивкой "Самарканд", украшенный национальной плетеной лентой джияк:



Многочисленные дастарханы, покрывала и сюзане в ярком, бухарском стиле:



Здесь же и скатерти, и салфетки, и полотенца, и наволочки:



Вышивка всех видов, стилей и на любой вкус:



Столь полюбившиеся всем гостям Узбекистана шарфы из адраса, атласа и тончайшего шелка. К моей радости, последние годы, эти шарфы и паланкины  в национальном стиле можно увидеть на каждой второй особе женского пола в Ташкенте. Носим их с удовольствием.



Теперь о том, как попасть в эту лавку в Самарканде. Мне очень хочется, чтобы вы имели возможность купить в Самарканде не убогий сувенир, а работы наших лучших мастеров. Тем более, что цены у Наргизы более чем умеренные. А учитывая, эксклюзивность вещей в ее лавке, то и вовсе низкие. У мастеров всегда выходит дешевле покупать, чем у обычных продавцов. Потому что мастера еще и в глаза покупателю смотрят. Наблюдают реакцию на свои работы.
Итак, когда будете в Самарканде, то вас обязательно привезут в Гур-Эмир:


Прямо напротив Гур-Эмира, стоит усыпальница Рухабад. Место удивительной энергетики. Место силы. Но это там, внутри мазара.


Во дворе перед Рухабадом, полукругом расположились маленькие лавки-кельи с национальными сувенирами. У них нет ни номеров, ни опознавательных знаков.
Если стоять лицом к Рухабаду, то справа, примерно в центре будет эта удивительная лавка Наргизы.
Будет проще если вы спросите у продавцов: "Как найти Наргизу Каримову?"
И вам покажут.
Наргиза Каримова со своим сыном, правнуком великого гончара Усто Ибадулло.


Кстати, Наргизу можно найти в фейсбуке : https://www.facebook.com/nargiza.karimova.79 Если соберетесь в Самарканд, и захотите купить настоящие вещи от лучших наших мастеров, можете заранее связаться, узнать, что есть на данный момент, рассказать, что бы вам хотелось приобрести.

290 посетителей, 3 комментария, 0 ссылок, за 24 часа