2014/05/09 03:38:36
Мне не давал покоя вопрос - почему украинцы и русские сейчас никак не могут прийти к хоть какому-то согласию? Отставим в сторону поджигателей войны - поговорим о рядовых. Ведь на самом деле никто не хочет воевать.

Просто с некоторых пор, не таких уж и недавних, любая дискуссия по острым вопросам превращается в то, что интернетах именуют "хохлосрач" - бесплодная, полная троллинга, ненависти, взаимных обвинений и насмешек виртуальная война. Отчего так? Ведь далеко не всегда противники глупы. Среди них встречаются вполне умные, образованные, порядочные люди. Которые иногда даже понимают, что против них не какие-то там зомби, а такие же люди, просто со "сбоем в программе". В чём состоит этот сбой - чаще всего не понимают. Так в чём же состоит "сбой программы"?

Ведь нельзя отрицать, что обычные "пользователи" идеологий понятия не имеют, что в голове у рядовых представителей противоположного лагеря. По их понятиям, в этих головах какая-то лютая, противоестественная вражья хуета хует, ересь и мрак. До такой степени ересь и мрак, что руки опускаются, и говорить уже с этими зомбированными охоты нет никакой. Думаю, почти каждый испытал уже этот эффект на себе - даже друзья и члены семьи становятся какими-то просто-таки зомби бандеровскими/киселёвскими. Да-да, ситуация смотриться симметрично, по крайней мере на первый взгляд. Я в этом убедился, просматривая всё тот же севастопольский форум в качестве среза мнений "оппонентов". К моему удивлению, среди потоков помоев и грязи я натыкался на вполне знакомые, "зеркальные" конструкции. Например, один пользователь немало удивлялся, как мы можем оставаться зомбированными, ведь у многих есть возможность смотреть нормальные российские каналы, а ложь по "пятому" так очевидна, что даже не смешно... причём искренне это было сказано, для своих. И жалобы на одни и те же надоевшие лозунги и штампы, словно вынырнувшие из "темников вашингтонского обкома". Ни хрена себе, сказал я себе. Вот так зеркало. Как это вообще возможно, а? Как можно не видеть у себя в глазу таких брёвен? Оказывается, можно. Это всё настолько просто, что даже банально. Некоторые "зеркальные конструкции" - просто проецирование собственных страхов. Как образец: на том же севастопольском форуме на полном серьёзе и со смаком обсуждают, что будет жрать Украина и как она повыздыхает от голода (!). Хотя с производством с/х продукции проблемы намечаются как раз у Крыма.

Но главная причина этой мнимой "зеркальности" в другом. Общаемся, ведём дискуссии и даже думаем (это важно) мы при помощи языка. Скажем, русского. Но чтобы "говорить на одном языке" не только формально, но и на самом деле, нужно пользоваться одной и той же терминологией, одними и теми же базовыми понятиями. Специалистам, безусловно, проблема эта знакома. Обычно перед началом дискуссии договариваются о терминах, составляют глоссарий. А в математике - договариваются об аксиомах. Иначе разговора/доказательства теоремы не выйдет. Так вот, я утверждаю, что мы говорим на разных языках вполне буквально. Именно из-за того, что приняли разные аксиомы.

Но, позвольте, если всё так просто, почему нельзя просто договориться о терминологии/аксиомах и дальше исходить из них? Увы, всё не так легко. Эти-то термины и аксиомы и являются, так сказать, основами нашей (в данном случае "политической") идентичности, и любая попытка их обсуждать воспринимается в штыки, как атака на идентичность, на самую суть нашего "я". То есть искренняя попытка определить базовые понятия воспринимается как наезд самого грубого пошиба, по типу "ты - говно".

Пример:


- Ну ты же понимаешь, что украинского языка на самом деле не существует?
- Пнх, мудила.


Поэтому любой, самый цивильный значимый диалог на политическую тему немедленно вырождается в детский сад - "ты какашка, нет ты какашка!". Разум изощряется в попытке оскорбить поизысканней, то есть крутится вхолостую, никакого диалога не происходит. Поскольку базовые понятия означают для сторон разные вещи, из этого неминуемо следует, что понятия-деривативы также будут означать для сторон разные вещи. Более того - не понадобиться никаких сравнений с "базовыми" понятиями. Достаточно "научить" друг друга тому, что противная сторона - злобный и лживый враг. После этого любая информация (даже самая что ни на есть мирная/правдивая) будет восприниматься как угроза и ложь. Ведь враг по определению зол и подл. "Поезд дружбы" в устах врага может означать только поезд, полный карателей, а "гуманитарная помощь" от врага - это саботаж или диверсия. Вы заметили, что сепаратисты в своих сообщениях чаще всего не называют украинских силовиков "сбушниками" или "военными", а - "правосеками"? Само название постоянно поддерживает миф, что чуть не все силовики, которые ещё пару месяцев назад верно служили Януковичу, вдруг превратились в ужасных "правосеков". И само упоминание о том, что это миф, вызывает к говорящему недоверие и агрессию. То есть выбор лексики (или, не дай боже, языка - я встречал немало о русскоязычных за Украину, но об украиноязычных за Россию - никогда не слыхал) сразу маркирует говорящего как своего/чужого.

Но почему даже понимающие подобные механизмы люди из противоположных лагерей всё равно не способны договориться? Казалось бы, подойди к делу научно - дай определения и исходя из них строй картину... Но - нет. На стадии определений мы застрянем. Потому что эти самые базовые определения крайне сильно эмоционально заряжены. Они являются не просто словами, понятиями, мифами, эпизодами истории. Это - часть идентичности. Ценности. Такими, как Великая Победа. Попробуй-ка на это покуситься - ты узнаешь о себе много интересного. Хотя вопрос, может ли считаться народ, понесший такие потери, победителем, не лишён логики, если объективно посмотреть. Особенно если вспомнить, что праздновать Победу стали не сразу - сразу было слишком очевидно, что такую разруху и опустошение, какую она принесла, праздновать невозможно. Тем яростнее её стали "форсить" потом, и народ - повёлся, потому что каждому хочется верить, что отец или брат погиб не зря, а во имя чего-то великого. Победы над фашизмом, например. Вспоминать же о том, что Советский Союз начал войну не в 1941, а в 1939, как агрессор - не принято. Это табу. Помните, как Царёв запнулся? Не только по невежеству, но потому, что упомянуть такое - кощунство. Ересь. Хула. Я уверен, что просто озвучивая подобные вещи, навлеку на себя недовольство весьма многих. Ибо я покушаюсь на святое, на ценность. Точно так же я вызову недовольство и возмущение, если поставлю под вопрос существование украинцев как единой нации. Потому что есть вещи, которые не обсуждают. Потому что если поставишь их под сомнение - ты сразу - враг, без вариантов. Как было "на самом деле" - никому не интересно, в буквальном смысле слова. Идёт битва за ценности, а не попытка найти истину. Оттого-то диалог стал невозможен.

Нормальна ли такая ситуация? В определённом смысле - такое происходит сплошь и рядом, постоянно. Хотя в норме обсуждения по "границам" сакральных ценностей идут, компромиссы ищутся. Но такое возможно в спокойной обстановке, а не тогда, когда стороны чётко и однозначно помаркировали друг друга врагами. По большому счёту, любое государство, и даже любая значимая общность создаёт собственную мифологию, ценности, смыслы, собственных героев и собственную историю - и при этом далеко не всегда эта вся "государственная" мифология соответствует тому, что было в действительности. Иногда даже ровно наоборот. Тем яростней её отстаивают. Вся проблема нашей ситуации в том, что именно мультикультурализм, ценность умения признавать чужие ценности и терпимо к ним относиться, сам по себе стал полем битвы. Для одной стороны это - благо, для другой - толерастическая ересь.

Речь, служа нам инструментом мысли и общения, вовсе не идеальна. Мы постоянно пользуемся словами, которые неточно, предвзято, эмоционально, слишком субъективно отражают реальность, вызывая значительные её искажения. Те, кто знает более одного языка, неплохо об этом осведомлены. Тем более вводят в заблуждение термины, которые пытаются навязать политики, все эти "национал-предатели", "социализм", "коммунизм" и так далее. Мы, не понимая толком истинного значения этих слов, повторяем их, как некие заклинания, которые должны принести колдуну называемое благо. Такое упрощение крайне характерно для мышления - не прибегая к шаблонам, мы не смогли бы мыслить о сложных вещах, ведь нельзя удержать в голове сотни нюансов сразу. Неминуемо надо называть и упрощать, в том-то и колдовство речи. Часто это колдовство теряет реальное наполнение и становится просто сотрясением воздуха, значимым лишь постольку, поскольку мы придаём ему это значение - чистой схоластикой.

Но проблема даже не в этом.

Основная, коренная проблема - не в том, кто виноват и кто лжёт (заблуждается), а кто говорит правду. Выяснение этого, сколь угодно достоверное, ничего не решает. Выяснив, что верования - ложь, с тем большим остервенением пойдёт за них умирать человек, для которого эта ложь стала смыслом жизни. Чтобы сделать эту ложь - правдой, ведь историю пишут победители. Конечно, не осознанно - сначала всеми силами носитель опеределённых ценностей будет отторгать любые факты и детали, не совпадающие с внутренними ценностями, и верить любой лжи, с ценностями совпадающей.

Поскольку весь этот конфликт ценностей замешан на эмоциях - или мы отказываемся от эмоций, от эмоциональной идентичности, и обращаемся к разуму как основе всего - на что люди, как мне кажется, неспособны. Ведь мотивы, движущие разумом, придающие ему смысл и направленность - иррациональны и коренятся в примитивной обезьяньей логике доминирования, иерархии. Кто-то хочет доминировать. Кто-то не хочет быть подчинённым. Разве можно преодолеть древние, миллионолетние наслоения эмоций какими-то абстрактными построениями рационального рассудка? Полагаю, на этот вопрос каждый отвечает сам.
190 посетителей, 10 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа