Кино имеет десятки самых разных форм и целей. Большинство из них вот так сразу понять не легко. Сейчас мне
Как видите, проект выносит мне мозг. И немало этому посодействовал один из ведущих чешских режиссеров - феминистка и авангардистка, безапелляционная Вера Хитилова.
Десяток подростков разной степени сложности отобран для поездки на заметенную снегом горную турбазу. Зачем? Они и сами с трудом понимают; вроде как для лыжных тренировок. Но, оказывается, организаторы - на самом деле инопланетяне. И у них есть цель стравить детишек между собой, чтобы доказать, что в человеке доминируют жестокость и агрессия.
Хитилова - режиссер социальных проблем. Здесь, правда, она дает человечеству шанс, "финалит" историю торжеством добра и способности людей к единению. Без единой мало-мальски яркой и динамичной сцены Хитилова рисует трения в узкой группе людей, запертой в горах - а значит, переживающей "классические" для замкнутых сообществ психосоциальные ситуации (мамочки, где ж я словечек таких понабралась-то?!). Помогает режиссеру углубляющий напряжение монтаж.
Из внезапного - смотреть этот фильм не интересно. Прошедшие 30 лет дают о себе знать. Во-первых, качество пленки и звука убивает полфильма. Во-вторых, эти "инопланетяне" такие атасные! И дело не в гриме (там грима вообще не предусматривается), а в их образах в целом. Многое настолько устарело, что уже не про наш век.
По общему мнению, это главный фильм Хитиловой. В всяком случае, точно самый известный. Сюжета здесь нет, пересказывать нечего. Две девушки решают: поскольку весь мир испорчен, то нужно и самим испортиться. И они ходят полтора часа и портятся.
Это такого рода фильм, где искать сюжет - значит, не понять сути. "Маргаритки" - легчайшее зрелище, что сочетает и авангардный киноязык, и соцпроблематику. Феерия цвета, экспериментальных приемов съемки и монтажа развеселым образом окунает зрителя (вместе с героинями, они в буквальном смысле чуть не тонут) в правду жизни. Она по Хитиловой такова: думай прежде чем делать. Имей глобальную цель. Не становись эгоистичной свиньей. Это как если бы в басню про Попрыгунью-стрекозу добавить мысль о важности ответственности перед собой и миром.
Кто интересуется известнейшими в истории упражнениями в киноязыке (еще и сдобренными острой идеей), тому за "Маргаритками". Посвящается этот фильм "тем, кто не может удержаться от слез при виде растоптанного стебелька латука". Что это значит? Я до сих пор в замешательстве.
Двое насилуют девушку, а она их за это кастрирует. Дальше все страдают: девушка в большей степени, уроды в меньшей.
Говорят, это феминистический фильм. Я не в теме, поверю на слово. Пишут, что к старости Хитилова
Тем, для кого феминизм - не пустой звук, фильм покажется дельным, ибо разговор здесь ведется серьезный. Итог его - констатация: женщину принуждают страдать просто по факту того, что она является "носителем" вагины. Как решить проблему, Хитилова не объясняет. Ее метод борьбы с неравенством - снимать фильмы и ставить в них неудобные для общества вопросы.
Мои режиссеры "Длинной дистанции":
6. Вуди АЛЛЕН
5. Карлос САУРА
4. Роман ПОЛАНСКИ
3. Майк НИКОЛС
2. Ален РЕНЕ
1. Уильям ФРИДКИН