2015/05/20 02:22:18
Проект Длинная дистанция дается мне все тяжелее. Но тяжесть эта полезная. Когда я собралась знакомиться с самым разным мировым кино, как-то не задумывалась, что оно (закономерно) явит всё свое многообразие. И чтобы понять его, потребуется ни много ни мало перекроить собственное восприятие кино как такового.

Кино имеет десятки самых разных форм и целей. Большинство из них вот так сразу понять не легко. Сейчас мне через силу приходится учиться понимать кино глубже, чем я привыкла. "Дистанция" ставит глобальный вопрос. Полюблю ли я кино во всех его проявлениях? Или устану и разочаруюсь, оставшись любителем (с киноведческим дипломом, который не будет подкреплен всеобъемлющей любовью к предмету)? Метафизика какая-то.

Как видите, проект выносит мне мозг. И немало этому посодействовал один из ведущих чешских режиссеров - феминистка и авангардистка, безапелляционная Вера Хитилова.








Десяток подростков разной степени сложности отобран для поездки на заметенную снегом горную турбазу. Зачем? Они и сами с трудом понимают; вроде как для лыжных тренировок. Но, оказывается, организаторы - на самом деле инопланетяне. И у них есть цель стравить детишек между собой, чтобы доказать, что в человеке доминируют жестокость и агрессия.

Хитилова - режиссер социальных проблем. Здесь, правда, она дает человечеству шанс, "финалит" историю торжеством добра и способности людей к единению. Без единой мало-мальски яркой и динамичной сцены Хитилова рисует трения в узкой группе людей, запертой в горах - а значит, переживающей "классические" для замкнутых сообществ психосоциальные ситуации (мамочки, где ж я словечек таких понабралась-то?!). Помогает режиссеру углубляющий напряжение монтаж.

Из внезапного - смотреть этот фильм не интересно. Прошедшие 30 лет дают о себе знать. Во-первых, качество пленки и звука убивает полфильма. Во-вторых, эти "инопланетяне" такие атасные! И дело не в гриме (там грима вообще не предусматривается), а в их образах в целом. Многое настолько устарело, что уже не про наш век.


По общему мнению, это главный фильм Хитиловой. В всяком случае, точно самый известный. Сюжета здесь нет, пересказывать нечего. Две девушки решают: поскольку весь мир испорчен, то нужно и самим испортиться. И они ходят полтора часа и портятся.

Это такого рода фильм, где искать сюжет - значит, не понять сути. "Маргаритки" - легчайшее зрелище, что сочетает и авангардный киноязык, и соцпроблематику. Феерия цвета, экспериментальных приемов съемки и монтажа развеселым образом окунает зрителя (вместе с героинями, они в буквальном смысле чуть не тонут) в правду жизни. Она по Хитиловой такова: думай прежде чем делать. Имей глобальную цель. Не становись эгоистичной свиньей. Это как если бы в басню про Попрыгунью-стрекозу добавить мысль о важности ответственности перед собой и миром.

Кто интересуется известнейшими в истории упражнениями в киноязыке (еще и сдобренными острой идеей), тому за "Маргаритками". Посвящается этот фильм "тем, кто не может удержаться от слез при виде растоптанного стебелька латука". Что это значит? Я до сих пор в замешательстве.


Двое насилуют девушку, а она их за это кастрирует. Дальше все страдают: девушка в большей степени, уроды в меньшей.

Говорят, это феминистический фильм. Я не в теме, поверю на слово. Пишут, что к старости Хитилова озверела обострила свои суждения на этот счет. И ее высказывания предельно остро и болезненно акцентируют темы вроде печального положения женщины. Мне было сложно оценить эту ленту, потому что техническая сторона оставляет желать лучшего. Фильм, снятый на год позже, простите, "Титаника", выглядит так, словно его откопали на складе дореволюционных кинолент и раскрасили. К тому же, оператор так портит общую картину, что неловко смотреть. То ли Хитиловой было класть на картинку, то ли в чешской "новой волне" просто не было принято уделять ей огромного внимания. Я не в курсе.

Тем, для кого феминизм - не пустой звук, фильм покажется дельным, ибо разговор здесь ведется серьезный. Итог его - констатация: женщину принуждают страдать просто по факту того, что она является "носителем" вагины. Как решить проблему, Хитилова не объясняет. Ее метод борьбы с неравенством - снимать фильмы и ставить в них неудобные для общества вопросы.

Мои режиссеры "Длинной дистанции":

6. Вуди АЛЛЕН
5. Карлос САУРА
4. Роман ПОЛАНСКИ
3. Майк НИКОЛС
2. Ален РЕНЕ
1. Уильям ФРИДКИН
35 посетителей, 57 комментариев, 61 ссылка, за 24 часа