2015/02/08 23:08:57
На этой неделе у меня начались сразу 2 онлайн-курса по истории и теории кино:

Explore Filmmaking: from Script to Screen от Futurelearn
The Language of Hollywood: Storytelling, Sound, and Color от Coursera

По этому поводу я очень excited, и впереди еще 4-5 недель по каждому курсу, но занимает это всё не так уж и мало времени. Киношку "для себя" смотреть совсем некогда (и слава богу, наконец-то я снова учусь). Правда, успела закрыть еще одного режиссера Длинной дистанции.

collage_photocat


"Совиный ручей" (1962, Робер Энрико). Эту оскароносную короткометражку невозможно пересказать - её обязательно нужно смотреть. Для тех, кому не жалко потратить 25 минут на зрелище, что заставляет сердце биться чаще, - ссылочка (есть русские субтитры). Такое впечатление, что режиссер учился монтажу напрямую у самого Эйзенштейна, честно. Если решите смотреть - очень хочется обсудить крышесносящий финал и ещё сцену, которая сопровождается нервным звуком барабанов. "Совиный ручей" - тот случай, когда ты эмоционально вовлечен в события с первых же кадров, а в финале у тебя просто перехватывает дух. Держит крепко и ежесекундно.

"Бразилия" (1985, Терри Гиллиам). Фантастически поставленная и раздекорированная, но при этом неимоверно скучная антиутопия. Мелкий клерк доволен своей рутинной жизнью и не хочет в ней ничего менять. Но чтобы отыскать девушку из своих снов, ему приходится согласиться на повышение по службе - и тут же встрять в передрягу, чтобы эту девушку спасти. Бесчеловечная машина системы перемалывает обоих, но умопомешательство освобождает героя от реальности. Навсегда.

Я отдаю должное фантазии Гиллиама и его художников-постановщиков - мир получился красивый, узнаваемый, самобытный. Жалко только, что нетривиальные костюмы и колоссальные декорации полностью перекрывают историю. Может быть, потому что в самой истории мало что интересного, и фильм спокойно можно было подсократить минут на... 60.


"Пристани Нью-Йорка" (1928, Джозеф фон Штернберг). Один из последних шедевров немого кино мастодонта голливудской классики. Корабельный кочегар Билл на сутки покидает свой угольный ад, чтобы повеселиться в портовом салуне. На пристани он спасает из воды девушку, что решила покончить с собой. На фоне грязного, пошлого, пьяного портового бара между Биллом и Мэй, представителями низов, разворачивается любовь. Или ее иллюзия?.. Они женятся в ту же ночь - после долгих уговоров священник проводит церемонию прямо там, среди ржущих шлюх и их нетрезвых компаньонов. А когда наступает утро, кочегар кладет на тумбочку возле спящей Мэй две купюры - и собирается уплыть от нее навсегда. Так это была не любовь? Не будем спешить с выводами.

Спасибо этому фильму и лектору с Курсеры, которые обратили мое внимание на чудесный образный язык беззвучного фильма. Вот что нам рассказали, и это святая и захватывающая правда о великом немом: "История в немом кино передается не через слова, а через визуальные образы. Перемещения актеров между тенью и светом, их движения, позы, то, как они обращаются с реквизитом, куда смотрят... Вещи, жесты, даже композиции превращаются в сложные эмоциональные пассажи, которые говорят с нами, зрителями". Штернберг - из тех режиссеров, что умел раскрыть историю с минимумом субтитров. И сколь многое можно увидеть и понять там абсолютно без слов!


"Ангел с улицы" (1928, Фрэнк Борзеги). Прямая противоположность жесткому, реальному, приземленному миру Штернберга - поэтичная мелодрама еще одного великого голливудского мастера. Еще один "немой" шедевр, смотреть который было, кстати, не в пример скучнее. Эта история - совсем наивна, непритязательна. Девушка и художник влюбляются друг в друга, проходят через массу трудностей, а в финале целуются - ничего удивительного. Еще один славный пример художественной образности немого кино, и это феерия!

Гениально срежиссированные немые фильмы - это образцы искуснейшего обращения со светом и тенью, выразительной актерской пластики, сильных композиций, эмоционального монтажа, продуманных декораций.

Да, это всё в прошлом. Да, современного зрителя не удивить ни теми режиссерскими находками, ни, тем более, подобными сюжетами. Смотреть такие фильмы, чтобы развлечься, совсем не стоит. Но кто захочет - увидит, что режиссура Борзеги даст фору многим современным "творцам" - хотя бы потому, что, будучи "скованным" беззвучием, тот находил великие образные решения своих историй.
2 посетителя, 35 комментариев, 73 ссылки, за 24 часа