2012/09/05 00:35:57
      3 сентбря руководитель молодёжной общественной организации Евгения esmorchkova Сморчкова в своём блоге опубликовала очередное открытое письмо главному государственному санитарному врачу России, руководителю Роспотребнадзора Геннадию Григорьевичу Онищенко. 
      Письмо процитировали несколько СМИ, но лишь в контексте вновь озвученных в претензий к универсаму "Народный". В ситуации с "Народным" до сих пор не ясно, то ли "Хрюши" портят жизнь "Народному, то ли "Народный" - "Хрюшам".
      Сморчкова явно намекает Онищенко на то, что сейчас её волонтёры выполняют функции Роспортебнадзора. Но что мешает ревизорам выполнять свою работу? В большей степени Сморчкова делает акцент на несовершенное законодательство. Попытаюсь рассмотреть все претензии главы "Хрюш" более детально.    
      В связи с принятием Федерального закона № 134 ФЗ от 08.08.2001 г. «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» плановые проверки Роспотребнадзором любого малого предприятия стали осуществляться не чаще, чем один раз в два года. Кроме этого, значительно сократился перечень лицензируемых видов деятельности, что позволило многим предприятиям работать без проверок Роспотребнадзора или каких-либо разрешений и согласований со стороны проверяющих инстанций.


      В такой ситуации, при отсутствии плановых проверок Роспотребнадзра, проблемы могли иметь как работники предприятия, работающие без соблюдения элементарных требований к условиям труда, так и администрация, когда в результате поступления жалоб, требований сотрудников экологической милиции, районных управ, все-таки приходилось «выходить из подполья» и обращаться в Роспотребнадзор или другие контролирующие органы за получением той или иной разрешительной документации.
      В соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо направить Уведомление установленной формы в территориальное Управление Роспотребнадзора. Этого будет достаточно для того, чтобы в соответствии с Законом, начать производственную деятельность и избежать  нежелательных внеплановых проверок Роспотребнадзора в течение последующих двух лет.
      В целях обеспечения принципа защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части открытости и доступности для них нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные санитарно-эпидемиологические требования, а также требования в сфере защиты прав потребителей, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора) был принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии с положениями данного документа, кратность проводимых плановых проверок предприятия Роспотребнадзором сократилась до 1 раза в три года. Для всестороннего и объективного проведения плановых  проверок Роспотребнадзора,  а также для сокращения сроков проведения мероприятий по контролю было рекомендовано извещать юридических лиц или индивидуальных предпринимателей за 3-6 месяцев, о предстоящей проверке.
      Одновременно с извещением юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписывается направлять информацию о перечне нормативных правовых актов, обязательные требования которых подлежат проверке.
      Выходит, что предприятие торговли, зная, что Роспотребнадзор не нагрянет с инспекцией, может годами работать, нарушая закон. Предупреждён – значит, вооружён, - уведомление даёт нерадивым предпринимателям значительную фору. А это значит, что они получают возможность подготовиться так, что комар носа не подточит. При этом не факт, что добрая традиция работать в соответствии с существующими законами, правилами и регламентами продолжится и после благополучно-завершивейся проверки. И если с одной стороны сокращение количества плановых проверок Роспотребнадзора означает, что бизнес действительно перестали "кошмарить", то с другой стороны это означает лишь то, что Роспотребнадзор перестал работать. 
      Кроме того, стоит отметить, что сотрудники Роспотребнадзора лишены возможности совершать контрольные покупки: контрольная покупка относится к так называемым оперативно-розыскным мероприятиям, проводить которые вправе лишь оперативные подразделения милиции, ФСБ, ФСО и подобные структуры. Полный перечень уполномоченных содержится в статье 13 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Роспотребнадзор в этих списках не значится. Плюс ко всему, Кодекс об административных правонарушениях не дает инспекторам права проводить контрольную покупку при расследовании административного дела. Руководство Роспотребнадзора официально объявило контрольную покупку «в исполнении» собственных сотрудников вне закона (письмо Роспотребнадзора от 7 марта 2006 г. № 0100/247-06-32). 
      В результате Роспотребнадзор лишился наиболее эффективного способа разоблачения предпринимателей, чем значительно облегчил им жизнь. В настоящее время ревизорам, чтобы доказать вину продавца, предложено использовать показания свидетелей и потерпевших. Теперь наверняка проверяющие пойдут на другую хитрость и будут прибегать к помощи «нештатных» сотрудников или других добровольных помощников. В результате смены правил игры поймать продавца за руку инспектору гораздо сложнее, а у предпринимателей и фирм появился дополнительный аргумент для обжалования действий ревизоров.
      У простых потребителей, в борьбе за свои права остался лишь один инструмент - жаловать и требовать внеплановых проверок.
    Законодатель четко определил основания для проведения внеплановых проверок. Внеплановые проверки проводятся, в том числе, на основании обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, государственных органов, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение реального вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей.
      При поступлении жалоб на возникновение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений внеплановые проверки проводятся немедленно. При поступлении жалоб на недоброкачественную продукцию - в течение 3 дней, а в остальных случаях - в течение месяца.
      Простому потребителю разобраться во всех этих юридических тонкостях, которые окружают работу Роспотребнадзора непросто. Да и сама подача жалобы в Роспотребнадзор может представлять собой весьма непростую задачу, с учётом того, что не каждый потребитель вообще имеет представление о том, как нужно оформлять жалобу, какие данные необходимо указывать и какие документы необходимо приложить.
      Как мы знаем, для того, чтобы подать жалобу покупателю нужен товарно-кассовый чек. Затруднение для подачи жалобы составляет тот факт, что самые рьяные нарушители чек стараются ни в коем случае не выдавать. Так, в случае, например, неприменения ККТ при ЕНВД, бизнесмена ждёт предупреждение или наложение административного штрафа всего лишь в размере от 1500 до 2000 рублей. 
      Так, что в силу нашего законодательства не всегда покупатель будет иметь доказательства продажи некачественного продукта, а искать свидетелей, на которых можно сослаться – это не самая простая задача. Обманутый потребитель хочет поддержки, понимания и скорого восстановления справедливости, а не опыта составления бумажек. 
      При этом сами специалисты Роспотребнадзора заявляют:
      «Обращаясь с жалобой в Роспотребнадзор, стоит знать следующее: 
1. Это государственная структура, специалисты выполняют свои должностные обязанности, получают за это фиксированную заработную плату.
2. Количество обращений граждан очень большое.
3. Специалистов, которые осуществляют проверки недостаточно. 
4. Обращение с жалобой не гарантирует удовлетворение ваших требований
5. Ответа на заявление придется ждать не менее месяца. 
6. Обращаться лучше лично, обращение по почте продлевает ожидание ответа на 2 недели».
Источник: http://36.rospotrebnadzor.ru/key-areas/protecting-consumer-rights/5293
      Выходит, что жалобу примут, и даже без чека примут, при наличии свидетей, но скорее всего ничего не сделают. На продажу просроченных продуктов в Роспотребнадзоре обычно реагируют предложением обменять товар или вернуть деньги за покупку, а уж в случае отказа продавца приходить обратно. И это уже даже не борьба потребителей за свои права, а борьба потребителей с бюрократией и нежеланием работать. 
      Самое простое, что может сделать потребитель, чтобы магазин торгующий просрочкой проверили - это отравиться или умереть. Желательно отравиться всем подъездом, домом или районом. 


      В итоге получается, что Сморчкова обратилась к Онищенко не с просьбой усовершенствовать законы и регламенты, а просто намекнула, что кому то пора начать работать, не используя в качестве отговорок существующие правила. 

30 посетителей, 1 комментарий, 3 ссылки, за 24 часа