2015/01/25 07:20:40
...и ни слова про моего любимого лысого однорукого генерала и барона, у пьедестала которого полнотелая босая женщина подымает к нему ребеночка, не иначе как со словами: - это папа. скажи: "па-па". скажи: "па-па, вернись!"...(из одной* интернет-беседы)

для начала два слова о лысом одноруком генерале, ну, просто для соблюденья протокола - и пойдём дальше.
значит, речь идёт вот об этом
preta fernanda4
добром бронзовом человеке.
это - благородный идальго**, фельдмаршал Бернардо де Са Ногейра де Фигейреду, первый барон, первый виконт и первый маркиз Са да Бандейра - крупный военный и политический лидер.
руку он потерял во время осады города Порту в 1833м году - это были их, внутренние португальские разборки, борьба за конституционную монархию, бипартидарную систему и прочее, смутно нам понятное, но памятник ему поставили не за это - не только за это, в смысле, - а за то, что он объявил об отмене рабовладения и запрете на работорговлю в португальских колониях***.

у подножия памятника расположилась уже упомянутая полуодетая женщина c широкими и вместе стройными массами корпуса щедрых, но гармоничных пропорций, символизирующая благода(p/т)ный африканский континет, который и сам никогда не забудет, и детям накажет по гроб жизни помнить о благодеяниях первого барона, виконта и маркиза.

вот тут она чуть покрупней, хотя и размытая, с щиколотки свисают остатки разорванных цепей.
preta fernanda3

3 марта 1880 года в Правительственном дневнике был опубликован указ, подписанный графом Сан Марселино. в указе говорилось, что "узнав о высоких патриотических настроениях, высказанных и продемонстрированных туземкой Андрезой ду Нашсименту, уроженкой островов Зелёного Мыса, пожелавшей служить моделью для аллегорической фигуры, призванной украсить пьедьестал статуи героического маршала маркиза Са да Бандейра, Его Величество Король приветствует означенную туземку и повелевает выплачивать ей вознаграждение в размере 560 реалов ежедневно"

скульптор был недоволен: означенная туземка Андреза ду Нашсименту могла быть патриоткой, могла быть молода и хороша собою, но у неё был непростительный недостаток - большие плоские ступни с деформированными большими пальцами - hallus valgus по-научному, а по-местному просто "joanetes". скульптор бранил свою натурщицу "безногой моделью", скверно с нею обращался и всячески отравлял ей жизнь.

тут меня как бы прерывает скептический голос из зала - а мы, мол, откуда это знаем? про hallus, в смысле, valgus и безногую модель?
и я, такая, раз - и вытаскиваю из рукава козырь: на склоне лет Андреза ду Нашсименту написала любопытнейшую книгу под названием "Воспоминания одной островитянки или мемуары Фернанды-Негритянки" и издала её под именем Фернанды ду Вале.
все ахают, ахают, я кланяюсь, как будто это моя заслуга, но потом мне делается неловко и я говорю, ладно, говорю, я пошутила. книгу написали А.Тотта**** и Ф.Машаду, и это не так биография Андрезы ду Нашсименту, как эротические проекции авторов, но поскольку книжка была издана ещё при жизни Андрезы, и не вызвала с её стороны возражений, надо полагать, что она - Андреза, - с нею - книжкой, - была согласна, если не в подробностях, то в общих чертах.

тут как бы опять раздаётся всё тот же скептический голос, и опять с тем же вопросом - а мы-де, откуда знаем, что возражений не было? а я в ответ - ооооооооо. ООООООООООО. возражения Андрезы ду Нашсименту (в ту пору Лиссабон уже знал её как Фернанду-негритянку), когда они у неё случались, запоминались надолго и всем. однажды какая-то актриса вздумала имитировать её манеру двигаться и говорить, и хотя Фернанде, скорей, польстила реакция зала, завопившего в едином порыве - смотрите, Фернанда! Фернанда-негритянка! - она устроила замечательный скандал и вынудила театр заплатить ей отступные за нарушение её...эээ...авторских прав.

а на вид - такая достойная дама...
preta fernanda1

всё, поздняя ночь, мне лень, я очень коротко, почти телеграфно:

Андреза ду Нашсименту родилась на острове Сантьяго (О-ва Зелёного мыса) в мае 1859 года. В нежном возрасте бежала с острова с Жеронимо Антунешем Мартиньшем, капитаном парусника "Маргарида II", добралась с ним до Дакара, поселилась в отеле "Универсаль" и там нечувствительно сменила Мартиньша на его приятеля, немецкого пивовара Фридриха Вильгельма фон Кремпса. в книге сказано, что с фон Кремпсом Андреза обвенчалась и позже, уже в Лиссабоне, куда они прибыли вслед за Жеронимо Мартиньшем, не то родила, не то собиралась родить ему двойню. о двойне написано несколько уклончиво - в Лиссабоне фон Кремпс запил, и Андреза то ли сделала аборт и о двойне узнала по результатам, то ли родила-таки близнецов, но оставила и их, и фон Крепмса, и ушла жить своей жизнью. именно тогда она начала позировать для аллегорической фигуры, а когда скульптор выжил её - поступила горничной в богатый почтенный дом к итальянке Эрнестине Кавальканти. интересно, что поначалу она прижилась было в служанках, но тут из дальних странствий воротился итальянкин муж читатель ждёт уж рифмы "розы" - и нет, не стал приставать к Андрезе, а купил ферму северней Лиссабона, чтобы разводить там кур. Андреза решила, что кончить жизнь в глуши, занимаясь куроводством она могла бы, и не уезжая с Сантьяго, и от Кавальканти ушла.

где-то в это же время по совету подруги она взяла себе новое имя - Фернанда ду Вале, принялась менять милых друзей и покровителей, и постепенно стала известна всему лиссабонскому полусвету как Фернанда-негритянка. когда ей предлагали поступить на "честную" работу - естественно, прислугой, - отвечала, что "теперь по закону негры работать не обязаны", не прежние-де времена, - и работать не шла, но жила ярко и весело, водилась с поэтами, писателями, журналистами, политиками, военными и судейскими - в книгу воспоминаний вклеена подробная "карта причудливых движений моего сердца с 1877 по 1911 год включительно", - то поступала в лупанарий, то, выйдя, заводила свой, то теряла его за долги, смотрела корриду, устраивала балы, плясала на карнавалах в мужском костюме, на визитных карточках писала "Фернанда ду Вале, танцовщица" и была единственной женщиной, дослушавшей до конца чтение "Футуристического ультиматума португальцам XX века"***** - прочие зрительницы сочли текст оскорбительным и непотребным, и в знак протеста вышли из зала.

когда и где она умерла, точно неизвестно, хотя есть неподтверждённые сведения о том, что последние годы жизни Фернанда-Негритянка проживала в номере 25 по Розмариновой улице, где и скончалась в 1930-м году.

в таком вот виде она ездила смотреть корриду, когда ей было чуть за пятьдесят.
Preta Fernanda2

__________________
* в смысле, я знаю, из какой, а вам не скажу - сами ищите, а найдёте - будет вам в подарок дивный путеводительно-ознакомительный пост по Лиссабону с восхитительными фотографиями милой ainda_nao.
**fidalgo, на самом деле, но испанское слово "идальго" в русский язык вошло, а португальское "фидалгу" - нет.
***в метрополии рабство к этому времени было уже отменено.
****об Алберто Антонио Мае Тотта известно, что он был он чиновник - то секретарь министра, то член муниципального совета, то директор попечительского совета городских лечебниц. о Ф.Машаду неизвестно ничего.
***** Ultimatum Futurista às Gerações Portuguesas do Século XX - манифест художника, поэта, писателя и драматурга Алмады Негрейруша.
85 посетителей, 38 комментариев, 10 ссылок, за 24 часа